Туркменистан

Популярное

Культура и традиции туркменов

В своих обычаях туркмены далеко уже отошли от родственных им других номадов, как киргизы, например.

Национальный костюм

Национальный костюм туркменов нечто промежуточное между среднеазиатским и персидским, с преобладанием первого. Поверх рубахи и штанов мужчины и женщины носят длинный плащ (чапак), который у зажиточных приготовляется из полушелковых, полушерстяных в тонких полосках материй из Хивы и Бухары. Походная верхняя одежда короче, до колен. В летнее время женщины обходятся одной только рубахой и длинными до лодыжек штанами, внизу плотно прилегающими.

Головной убор у мужчин — меховая шапка (телпек), обвитая тюрбаном, у женщин — круглый капюшон со спускающейся кзади вуалью, также и общесреднеазиатский высокий убор шекеле. Украшения вроде ожерелий, ручных и ножных браслетов, кораллов и тому подобное весьма обычны у туркменских женщин, которые не расстаются с ними даже ночью. Особенно ценятся серебряные футляры для талисманов. В украшении жилища туркмены, менее зажиточные, чем киргизы, очень скромны.

Национальная кухня

В пище туркмены мало напоминают других среднеазиатских номадов: кумыс и кази (колбаса из конины) редко употребляется, но зато рис и хлеб (лепешки из муки) в общем употреблении, весьма любимы сладости (персидские и русские). Вообще же пища туркменов самая неприхотливая: лепешка, молоко, кашица из растертой джугары, отвар бураков с кунжутным маслом. Плов с бараньим или верблюжьим жиром считается роскошью. Туркмены — трезвы, хотя приготовляют легкий опьяняющий напиток (чал) из бродящего молока. В некоторых местах начинает прививаться курение опия.

По религии — мусульмане суннитского толка, но мало религиозны и нисколько не фанатичны. Грамотность распространена в ограниченных размерах. Народная поэзия весьма далека от киргизской, но зато весьма близка поэзии османов Анатолии и азербайджанцев. Песни Фузули, Бадиля и Мемреба распеваются на туркменском диалекте. Но туркмены имеют и национальных поэтов, самый замечательный из них Махдумкули, почитаемый за святого. Правосудие отправляется в русских владениях под председательством уездного начальника по адату, видоизмененному в более серьезных делах в духе русского законодательства. Наиболее частые преступления — кражи, за ними следуют угон скота и грабежи. Убийства относительно редки.

Календарь туркменов — мусульманский, обычаи при рождении, свадьбах, похоронах и тому подобное значительно утратили первобытный характер, благодаря недостатку женщин, многоженство редкое явление.

Огузы в Х-XIIIвв.

В первой половине X века огузы проживали в степях Сырдарьи и в городах Караджук (ныне с. Карачик г. Туркестан), Фараб и Сайрам. Согласно географам Истахри, Ибн-Хавкалу и источнику «Худуд-ал-алем», огузская территория распространялась от Каспийского моря на западе и города Ургенч на юге до Бухары в Мавераннахре и города Сабран на востоке.
Огузские племена, как один из компонентов, участвовали в формировании казахов, татар, башкир, туркмен и др.» (История Казахстана, Алматы, 1996, т.1, стр.320). Огузы насчитывали 22 племени, в т.ч. джувулдар, баят, язгыр и др. Известно, что один из районов Южно-Казахстанской области именуется Шаульдер, что свидетельствует о проживании там в прошлом огузов (чавульдер-чаудуры- джувулдар).

Среди казахских и туркменских родов есть много идентичных: тазлар, шихлар, тана керей (герей), сары, тохтамыс (тохтамыш). В этногенезе этих народов участвовали также племена карлуков и кипчаков. Немалое влияние на их формирование оказало и оседлое ираноязычное население оазисов.
На историческую арену огузы вышли как восточные вассалы Хазарского каганата.[источник не указан 136 дней] Первым их «историческим деянием» стало вытеснение печенегов из Западного Казахстана в Донские степи в конце VIII века. Эта часть огузов стала известной на Руси под названием торки. Торки часто враждовали с племенным союзом буртасов — татар-мишарей. В XI веке их потревожили половцы и заставили мигрировать вслед за печенегами, которые были также одним из огузских племён. В «Повести временных лет» описано, что объединённые силы русских князей в 1060 году нанесли торкам сокрушительный удар. Судьба этих огузов оказалось недолговечной, поскольку им пришлось частично слиться с печенегами, впоследствии исчезнувшими, частично перейти под власть русских и быть ассимилированными.

Известные средневековые ученые-историки Абу-ль-Фадль Байхаки, Махмуд аль-Кашгари и Фазлулаллах Рашид ад-Дин называли огузов также и туркменами, используя этноним туркмен как синоним этнониму огуз , а известный средневековый автор Шараф аз-Заман Тахир аль-Марвази называл туркменами огузов, принявших ислам . Согласно российскому и советскому ученому-востоковеду, академику В.Бартольду, название «туркмен является более поздним наименованием огузов:

Огузы (туркмены) постепенно завоевывали Иран, Византию и почти весь арабский мир, создав такие известные правящие династии как сельджукскую и османскую . Огузы (туркмены) нанимаются на военную службу к местным правителям Саманидам и Караханидам, однако, воспользовавшись ослаблением этих государств, поднимают мятежи и образовывают государства Газневидов (с центром в Афганистане) и Сельджуков (с центром в Туркменистане). Сельджукиды, захватив практически весь Ближний Восток, оказываются самыми жизнеспособными.

По сообщению Ипатьевской летописи, в состав проживавших в Поросье чёрных клобуков входили торки, печенеги, берендеи и ковуи. Также по одному разу летопись упоминает турпеев (1150 г.) и каепичей (1160 г.).

Кочевники, именуемые летописью «своими погаными», были не очень надёжными подданными. Они стремились сохранить свою независимость и постоянно навязывали Руси федеративную форму взаимоотношений. Русские князья категорически возражали и требовали безусловной вассальной покорности. На этой почве между сторонами нередко возникали конфликты. Об одном из них летопись сообщает под 1121 годом: «В лѣто 6629. Прогна Володимеръ Береньдичи из Руси, а Торци и Печенѣзи сами бѣжаша».

Последнее упоминание тюркских вассалов киевских князей в летописи относится к 1235 году и касается торков. Согласно археологическим данным, после монгольского завоевания часть чёрных клобуков была переселена монголами в Поволжье и Молдавию. Однако полуоседлая и оседлая часть чёрных клобуков осталась в Поросье, принимая участие в генезисе запорожских казаков.[источник не указан 107 дней]

При заселении Северо-Восточной Руси, часть «чёрных клобуков», в основном берендеев, переселилась в Ополье на территорию Владимирского княжества, образовав полуавтономное государство, известное под названием «Берендеево царство».

Проживающие в Китае, в Сюньхуа-Саларском автономном уезде и других районах провинции Цинхай, а также в провинциях Ганьсу и Синьцзян салары оторвались от сельджуков и мигрировали на восток в XIV веке. Ранее, согласно преданиям, салары жили около Самарканда[источник не указан 155 дней].

Туркменский народ

Туркмены – древний тюркский народ

Туркмены, древний тюркский народ, в настоящее время составляет почти 67% (более 6 миллионов человек) всего населения Туркменистана. Кроме того, туркмены проживают в Иране, Афганистане и России.

По своему внешнему виду, туркмены выделяются своим крупным телосложением, продолговатой формой головы, узким лицом и довольно высоким лбом, относительно темным оттенком волос, глаз и цветом лица. Монголоидные черты у них незначительны.

Существуют различные мнения о происхождении туркменского народа. Большинство считают их потомками Огуз хана. Т.к. Огузы в больших количествах переходили границы Туркменистана в IX — XI веках, они сыграли важную роль в формировании туркменов как нации, определяли их язык, культуру и в большой степени физическую внешность, помимо многих других черт. Однако, другие ученые считают что древними предками туркменов были древние ирано-язычные кочевые и полукочевые племена, проживающие на территории современного Туркменистана. Даже этноним «туркмен» имеет староперсидское происхождение. Этим именем «похожие на турков» (туркманенд). назывались ирано-говорящие кочевники. Этноним туркмен впервые появился в арабских источниках второй половины X века и согласно различным средневековым источникам означает «тюркоподобный» или «тюркский народ» . Так или иначе, но процесс формирования туркменской нации завершился в XIV-XV веках, когда после монгольского завоевания образовались новые объединения племён, ставшие ядром туркменской нации.

Традиционное занятие туркменов было поливное земледелие в сочетании с кочевым скотоводством. Туркмены вели полукочевой образ жизни, согласно которому все жители одной деревни подразделялись на скотоводов и оседлых земледельцев. Западная часть Туркмении в основном была скотоводческой (разводили овец, верблюдов, лошадей), а некоторые туркмены, проживающие в оазисе, занимались земледелием (выращивали пшеницу, сорго, бахчу и хлопок) и разведением крупного рогатого скота. К середине XIX столетия высокого развития достигли также ковроткачество и шелководство.

Под влиянием такого образа жизни туркмены, как и многие другие азиатские народы в течение многих веков сумели сохранить культурные особенности, традиции и обычаи своих предков. В этом отношении, люди унаследовали уникальную самобытность, заметную во всех сферах жизни. Например, традиционное жильё туркменов юрта до сих пор используется во многих местностях, как летний домик во дворах или как жилище для пастухов на дальних и сезонных пастбищах. Несмотря на моду, туркмены до сих пор остаются переданными своей традиционной одежде.

За городом, в частности в сельской местности, особенно приятно носить вязанную шапку, длинные стёганные халаты и широкие штаны. Женщины часто носят длинные шёлковые платья и полосатые штаны, пряча волосы под лёгкими платками или шарфами. Такая одежда очень практична в сухом жарком климате. Жизни местных жителей и жизни туркменской семьи сопутствуют обычаи и традиции. 89% населения Туркменистана составляют мусульмане-сунниты. Но для туркменов веками существующее положение родовых отношений имеет не меньшее значение, чем религия. Даже городские жители с уважением отностся к членам своих родовых групп, а в сельской местности доминирует клановая и родовая привязанность.

Ссылки

{{Навигационная таблица
|имя = Туркмены
|заголовок = Туркмены
|state = collapsed
|стиль_основного_заголовка = background:#37BF7B
|стиль_заголовков = background:#37BF7B
|стиль_четных = background: #F7F7F7;
|стиль_нечетных = background: #FFF;

|заголовок1 = Культура
|список1 = Литература • Музыка • Кухня • Архитектура • Имя • Национальный костюм

|заголовок2 = Туркмены по странам
|список2 = Афганистан • Таджикистан • Россия • Турция • Иран

|заголовок3 = Туркменский язык
|список3 = Трухменский язык • Туркменская письменность

|заголовок4 = Отношение к религии
|список4 = Ислам • Христианство

Этимология

Этимология этнонима «огузы» весьма спорна.

Некоторые исследователи выводят «огузы» от «ок» — что означает «стрела» (а также «племя») и «уз» — суффикса множественности. То есть — «стрелы, множество стрел». Это название чуть поменялось от «аҕа уус» — дословный перевод «племя отца», как оглы — «аҕа уола», сын отца.

Другие образуют слово от «ак» — «белый» в значении благородный и «уз» — древнее понятие, возможно, в переводе значившее «человек» или «люди» и часто дублировавшее понятие «ир» или «эр», то есть «человек», «мужчина», употреблявшееся у различных тюркских племён самостоятельно либо в сочетании с другими словами, в качестве самоназвания.

Занятие текинцами Ахала, Теджена и Мерва

Петрусевич (Зап. Кавк. Отд. Имп. Р. Г. О. кн. XI вып. I, 1880 г.) сообщает, что по рассказам Буджнурдского и Кучанского правителей, текинцы заняли Ахал 163 года тому назад, во времена шаха Тахмаспа; с тех пор до настоящего столетия они ограничивались пределами оазиса. Но увеличение населения и ограниченное количество воды заставили текинцев отыскивать себе новые места, годные под поселения. Под предводительством Ораз Хана часть текинцев вышла из Ахальского оазиса и поселилась по Герируду, верстах в 80 прямо на восток от селения Гяурса.
Ораз Хан, перебравшись к Герируду, устроил на правом его берегу укр. Теджен или Ораз-Кала, вследствие чего и вся река Герируд от укр. Серахса до своего окончания стала называться Теджен-Дарьей. Поселившись по Теджену, текинцы получили возможность делать набеги на северо-восточные провинции Персии, пока выведенный из терпения грабежами текинцев правитель Хорасана Асифуд-доуле Алла-Яр-Хан в 40-х годах этого столетия не напал на них и не уничтожил их поселений.
Текинцы опять собрались в Ахал, но недостаток воды и земли заставил снова искать для поселения новые места. Тогда тот же самый Ораз Хан с другими выборными от текинцев явился к правителю Хорасана с просьбой дозволить поселиться в старом Серахсе, на правом берегу реки Герируда, и занять местность вокруг него. В то время пространство около старого Серахса по об стороны реки было свободно. Получив разрешение, текинцы сначала жили мирно с персами и обратились для грабежа к северу в Бухару и Хиву и к кочевьям сарыков и салоров. Бывший в то время Хивинским ханом Мухамед Эмин два раза ходил усмирять их и во второй свой поход в 1855 году был убит, с тех пор текинцы в Серахсе сделались еще смелее и стали грабить не только бухарцев, хивинцев, сарыков, (живших в Мерве), но и вес провинции Хорасана.
Наконец, правитель Хорасана (Султан Мурад Мирза Хыссамус Султанэ) решился окончательно усмирить текинцев; в старом Серахсе появились персидские войска, все поселения были разорены, и текинцы бежали в Мерв на Мургаб (Это было в 50-х годах XIX в.). Но тут жили сарыки. Между текинцами и сарыками завязалась борьба за обладание Мервом и низовьями Мургаба. Побеждены были сарыки, которые и ушли вверх по течению реки к урочищам Елотану и Пенде вытеснив, в свою очередь, из Елотана салоров (Мы сохраняем везде старинное вазвание племени, вместо нынешнего «салыр»), которые перебрались с разрешения персидского правительства к развалинам города Зур-Абада, лежащим на левом берегу Герируда в 120 верстах южнее Серахса. С этого времени текинцы сделались в Мерве полными хозяевами всех земель на оконечности реки. Набеги их и грабежи сделались еще более ужасными для северо-восточных провинций Хорасана и северных окраин Афганистана. Все это заставило персидское правительство двинуться на Мерв с целью разорить его окончательно. Предварительно, в 1860 году, было устроено укрепление на левом берегу реки Герируда, против старого Серахса, названное новым Ссрахсом, и в 1861 году двинулось через Серахс к Мерву персидское войско; потерпев совершеннейший погром (Многочисленная артиллерия, взятая текинцами в этом сражении, хранится при Мервском Уездном Управлении), персы окончательно оставили мысль действовать против текинцев Мерва и ограничились только охраной своих провинций от их набегов. Текинцы же после такого успеха сделались вполне независимыми, ибо до того времени то признавали себя хивинскими, то персидскими подданными, смотря по тому, на чьей стороне была сила.
В 1870-х годах текинцы Мерва напали врасплох на салоров у Зур-Абада, захватили все стада и многие семьи и предложили остальным следовать в Мерв, где и расселили их между всеми своими родами небольшими группами, в 10-12 семей.
К этому следует добавить, что в 1884 году Тедженский оазис снова был занят текинцами, пришедшими из Мерва, когда по распоряжению генерала Комарова была восстановлена Карры-бендская плотина.

Этногенез

Наиболее раннюю основу в этногенезе туркмен составили древние местные, сако-массагетские и сармато-аланские племена степей, а также жители древних государств — Маргианы, Парфии и Хорезма. В середине 1-го тысячелетия в прикаспийских степях появляются ранние тюрки, а в IX—XI веках — Огузы (сельджуки), сыгравшие главную роль в этногенезе туркмен. Процесс формирования туркменской народности в основном завершился в XV веке, когда сложившиеся после монгольского завоевания новые племенные объединения включили в свой состав тюркские племена не огузского происхождения, в частности кыпчаков.

Самоназвание туркмен впервые встречается в согдийских документах VIII века, обнаруженных на горе Муг (северный Таджикистан).

В этногенезе туркмен наиболее ранний пласт составили древние кочевые и полукочевые племена (дахи, массагеты, позднее эфталиты и сармато-аланы), жившие на территории современной Туркмении, а также оседлое земледельческое население Западного Хорезма, средней Амударьи и Северного Хорасана. Это население, особенно полукочевое, уже с IV—VI веков начало подвергаться тюркизации.

Огузы, в большом числе проникшие в пределы Туркмении в IX—XI веках, сыграли важную роль в этногенезе туркмен. Основная масса огузов, пришедшая с северо-востока с сельджуками в XI веке, осела здесь и постепенно слилась с местным населением. Происходило формирование туркменского языка.

Расселение и численность туркменов

Туркмены — народ юго-западной ветви алтайской группы тюркского племени, по языку более всего родственные османским туркам и азербайджанцам, еще более близкие с киргизами и в особенности с узбеками, от которых туркмены отделились лишь всего около 300 лет тому назад.

Территория туркменов в настоящее время охватывает площадь, граничащую с юга р. Гюргеном, хребтом Копетдагом и Парапамизом, с северо-запада берегом Каспийского моря, затем Чинком почти до Аральского моря, а с северо-востока рекой Амударьей, врезываясь у Аральского моря в Хивинское ханство.
Численность тюрков, разбросанных по этой огромной, в 500 000 квадратных километров, площади, представляющей типичную среднеазиатскую пустыню с немногочисленными оазисами, равна 545 347 человек обоего пола, причем на русские владения приходится 261 597 человек, Хиву и Бухару — 203 750, Афганистан и Персию — 80 000.

Туркмены делятся на племена:

  • Текке (каменный баран), в Закаспийской области, занимающие весь Мервский оазис, также Ахал и Атекский и по реке Теджену. Наиболее многочисленное племя (200 тысяч человек), наиболее одаренное и зажиточное. Делится на два отдела: ахал-текке и мерв-текке, а последние на тохтамыш и утамыш.
  • Чаудуры, или чодоры, и имрайли, предполагаемые остатки обитавшего некогда на восточном побережье Каспия племени адали-туркмены, ныне живут в северо-западной части
  • Хивы.
  • Иомуты — на реке Гургене, частью на Красноводском и Мангышлакском полуостровах, частью в Хиве, частью в Персии, ведущие полукочевой, полуоседлый образ жизни.
  • Гоклены по реке Атреку и его притокам, главным образом в персидских владениях, почти все оседлы.
  • Сарыки, на среднем течении Мурхаба, по большей части оседлые.
  • Салоры, или салыры, древнейшее из туркменских племен, упоминаемые арабами в 7 веке в области Амударьи, живут перемешано с другими племенами в русских, персидских, бухарских, хивинских и афганских владениях.
  • Ерсари по берегам Амударьи, главным образом по левому, на протяжении почти от Хивинского оазиса до меридиана Мазара Шерифа и Ширибада, почти все оседлы.

Несмотря на несомненное тюркское происхождение, засвидетельствованное языком, историческими данными и народными преданиями, тип туркменского менее всего можно назвать чисто тюркским. «Кочевники, — говорит Вамбери, — испокон веков занимавшиеся систематически набегами и грабежом, находившиеся в самом живом общении с персами, афганцами, таджиками, узбеками, казаками, каракалпаками и кавказцами, весьма мало могли сохранить в чистоте первоначальный тип, который в настоящее время представляет смесь старотюркского с арийским».

Еще очень недавно туркмены преимущественно были кочевниками, систематически предававшимися аламанам, то есть разбойничьим набегам для увода скота, женщин и рабов, главным образом из Персии. В настоящее время прекратились набеги, рабство уничтожено, и оседлое население преобладает, и близко время, когда туркмены поголовно обратятся к оседлой жизни. «Скоро совсем исчезнет из языка туркменов слова чомур и чорва, обозначающих кочевых и оседлых туркменов» (Яворский). Но пока при первой возможности всякий туркмен, более или менее разжившись, обзаводится стадом и становится чорвой. Старые привычки номада и особенные благоприятные местные условии вырабатывают новый хозяйственный тип, земледельческо-пастушеский. Овцеводство и культура хлопка находят сильный стимул в широком спросе из самых далеких мест (Франция, Польша, московский промышленный район); урожаи хлеба благодаря искусственному орошению всегда обеспечены, сбыт кустарных изделий (ковровые) тоже, так что экономическое благосостояние значительного большинства туркмены, особенно текке, вполне удовлетворительно.

Совет старейшин и самоуправление

Ещё в царское время у трухмен существовали выборные аксакалы, которые помогали приставу. Полевые исследования 2007 и 2011 годов показали, что помимо органов местного самоуправления, большую роль у ставропольских туркмен играет Совет старейшин. Этот орган избирается на собраниях, которые проходят на кладбищах. Избирателями являются взрослые мужчины от 30 лет (может прийти отец с сыновьями), обязательно присутствие на собрании хотя бы одного представителя от каждого дома. В Совет старейшин входят пожилые и активные мужчины, значительную роль играет мулла. Функции Совета достаточно обширны — проведение общественных работ (к примеру, как организовать водопой для скота), и сбор денег на общие нужды (например, на строительство мечети или дороги), оказание помощи односельчанам (например, собирают деньги для вдовы, или кому-то на поездку, или если сын отделяется от родителей, или помогают провести газ). Также совет разбирает тяжбы между жителями, наказывает провинившихся, порой даже берёт на себя функции органов правопорядка, воздействуя на нарушителей своими методами, не прибегая к помощи полиции. Есть туркменские сёла, где самоуправление практически полностью регулирует общественную жизнь. Так, аулы Уллуби-Юрт и Махач входят в сельскую администрацию, центр которой — в ногайском селе Каясула, расположенном в 25 км от этих аулов. По словам местных жителей, сельская администрация не обращает никакого внимания на жизнь туркменских аулов, не выделяет денег на благоустройство и строительство дороги. Поэтому все проблемы приходится решать самим жителям, которые поддерживают порядок и не допускают конфликтов. Внутреннее самоуправление характерно для бригад туркмен, отправляющихся на заработки в гарнизон Ханкалы и на северные стройки. Туркмены образуют бригады, поддерживают друг друга и общий порядок: могут выслать своего товарища обратно за неблаговидное поведение, например, за пристрастие к алкоголю.

Связи с Туркменистаном

Ставропольские туркмены поддерживают связи с Туркменистаном: в этой стране побывало несколько делегаций, в ауле Эдельбай в 2009 г. был установлен привезённый из Ашхабада бронзовый бюст классика туркменской поэзии Махтумкули. В Ашхабад для участия в фестивалях несколько раз приглашались народные танцевальные и музыкальные ансамбли ставропольских и астраханских туркмен. Массовой миграции в Туркменистан нет: дороги билеты и требуется виза. Полевые исследования показали, что ставропольские туркмены через спутниковые антенны смотрели передачи из Ашхабада, а большинство опрошенных хотело бы посетить эту страну, но поездки туда единичны.

Внешний вид туркменов

Профессор Яворский, производивший антропометрические исследования среди туркменов, главным образом среди текке, дает следующие данные о типе этой многочисленной отрасли.

Согласно проведенным исследованиям, более чистый тип сохранили чаудары, отличающиеся более слабым телосложением и меньшей головой, чем у киргизов, более коническим, чем круглым черепом, и ростом от 5-6 футов. По мере приближения к южным границам Закаспийской низменности тем более выступают черты иранской примеси, растительность на лице становится обильней, выступание скул менее заметно, и только маленькие, несколько косо расположенные глаза указывают на тюркское происхождение. Среди теккинцев уже выступает настоящий кавказский тип, как и среди родственных туркменам османов. То же можно сказать вообще о туркменах более или менее соседних Северному Ирану, хотя цвет кожи у них белее, чем у персов, и телосложение более крепкое, чем у худощавого иранца. У женщин тюркский тип более заметен, несмотря на значительный среди них процент персиянок: скулы более выдаются, и волосы на голове сравнительно скудны. Красивые женские типы напоминают красавиц-османок.

Сложение тела преобладает худощавое, но есть значительный проуент умеренно упитанных и полных (26 из 59). Роствысокий, средняя: 1,694, в частности у текке 1,700. Окружность груди 862, отношение к росту 50,88. Цвет кожи на открытых местах: преобладающий — бронзовый загорелый, далее, желтовато-бледный, но есть и светлый. На закрытых местах вообще светлее. Цвет волос: на голове и бороде преобладающий темный, но есть и темно-каштановые. Волосы на голове бреются, на бороде чаще гладкие, изредка вьющиеся. Губы умеренны, довольно полные, прямые. Форма черепа характерная: вытянута кзади и кверху, к макушке, иногда довольно плоской. Голова довольно больших размеров, в ширину больше, чем в высоту. Форма лба преобладает округлая. Уши большие, оттопыренные. Направление глазной щели преобладает горизонтальное. Лицевой угол, по Камперу, колеблется между 70°—80°.

У туркменов, как у многих других народов Азии, замечается значительный перевес мужского над женским населением, в некоторых местах в отношении 100:80, не падая ниже 100:90, что находится в строгой зависимости от процента рождаемости того и другого пола (76 девочек на 100 мальчиков), но в последующем возрасте смертность мужского пола выше, чем у лиц женского пола, в конечном результате все же значительный перевес мужского населения. Выкидыши часты. Плодовитость — 5,6 на каждую мать в среднем, в то время как у башкир, например, 8,8. Наступление менструаций самое раннее в 10 лет, самое позднее — в 19 лет, среднее время окончания менструаций — 45 лет. Выход замуж между 12-15 годами, хотя ранние браки бывают часто до поры до времени только фиктивными.

Новейшая история салоров

Вышеприведенные сведения дополним устными преданиями туркмен-салоров. Они передают, что в прошлом столетии и в начале нынешнего они населяли Иолотанский и Пендинский оазисы. Приблизительно в 1780 году салоры из племени кичиага переселились в Серахс, где устроили плотину Кизил-Кая, существующую и по настоящее время. В 1830 году за аламаны в Персии салоры были разбиты персидским принцем Аббас Мирзою и до 900 семейств уведены в плен, но через год были выкуплены своими сородичами Иолотанскими салорами и уведены обратно на реку Мургаб. Здесь, под властью Бухарского Эмира салоры прожили мирно до 20 лет, а затем опять стали грабить совместно с текинцами соседние персидские владения. Приблизительно в 1850 году персы снова пошли войной на салор, разбили их, взяли 200 заложников и оттеснили к Пенде; однако, по дороге в Мешхед, пленные салоры бежали к своим. Из Пенде салоры откочевали к Меручаку, но, теснимые здесь сарыками, перекочевали в Меймене и Кара-Тепе (близ Кушкинского поста); это было около 1854 года. Однако, и из последнего поселения вытеснили их сарыки. Тогда, по совету Берды Мурад Хана, (отца подпоручика Менгли Хана), салоры откочевали в Персию к Зурабаду, но года через три недостаток воды заставил их вернуться на старые пепелища, к Серахсу. Через 40 дней после их переселения, Каушут Хан напал на них со своими Мервскими текинцами и увел в Мерв, где заставил их обрабатывать землю из доли урожая в пользу мервцев.
После занятия русскими Асхабада, часть салор с Менгли Ханом небольшими партиями ушла на левый берег реки Теджена в Кала-и-Ноу (в 12 верстах от персидской крепости Серахс-и-Насири); оставшиеся же в Мерве тайком от текинцев послали Теке Хана к русским для переговоров.
В Сарахсе персы предложили Менгли Хану на выбор: или уйти вовсе из персидских владений, или переселиться к Зурабаду, куда Менги Хан с 100 семьями и переселился. В скором времени туда же пришел Теке Хан с 2000 семейств. По прибытии генерала Комарова в Рухнабад, к нему явились посланцы салор с просьбой принять их в подданство России и разрешить им занять земли у Сepaxca, на правом берегу реки Теджена. Генерал Комаров изъявил на это согласие и с июля 1884 года салоры поселились в Серахсе.

Оцените статью
Добавить комментарий