Список русских слов с тюркскими корнями. удиви себя

Курень, майдан и другие

В русском тоже очень много слов тюркского происхождения. Поэтому представляют большой интерес тюркизмы, имеющиеся только в украинском языке, а также такие, которые были заимствованы в русский язык уже из украинского.

К числу первых относятся, например, гарбуз, кавун, тютюн, казан, канчук, колиба, корчма, чобот, майдан. Тюркские в своей основе глагол «бачити», прилагательное «чепурний», частицы «хай» и «чи». Многие слова были присущи чисто казацкому быту и воспринимаются теперь как архаизмы: бунчук, гайдамак, сагайдак, атаман, кош, курiнь. К числу тюркизмов, воспринятых русскими через посредство украинцев, могут относиться кабан, чабан, отара, яр. Всего лингвисты насчитывают в украинском языке до 4000 лексем тюркского происхождения, заимствованных с древнейших времён до конца XVIII века.

Государства Средней Азии

Кроме Киргизии, к среднеазиатским государствам тюркской группы относятся Узбекистан и Туркменистан. Попасть туристу в гости к туркменам крайне проблематично, так как государство выбрало для себя высокую степень изоляции. Как нигде, здесь силен культ личности руководителя страны.

Тюркская страна Узбекистан поддерживает другую политику. Сегодня солнечный край дарит каждому приезжающему чувство позитива, добра и комфорта. Туристам будет интересно знакомство с историей древних государств на его территории и посещение красочных мест разнообразного природного ландшафта.

Классификация

Многие историки предлагают свою классификацию тюркской группы языков, но отличия в них незначительны.

1. Булгарская группа. Почти все языки этой группы к сегодняшнему дню мертвы и известны лишь по редким эпитафиям. Ранее на них разговаривали хазары, гунны и булгары и авары. Исключение составляет единственный живой представитель этой группы — чувашский язык. Его характерными особенностями являются оригинальный вокализм, наличие окончания во множественном числе и твердого гласного звука.

2. Якутская группа. Ее представители занимают территорию на востоке Евразии. В ходе лингвистических исследований ученые выделили два вида говора: западный (окающий) и восточный (акающий), а кроме этого, долганский диалект.

3. Южно-Сибирская группа. Алтай считается родиной тюркских народов. До сих пор коренные жители общаются на языках, которые отличает особый порядок слов и словообразования. На языке Саянской подгруппы разговаривают хакасы и тувинцы.

4. Кыпчакскую группу составляют следующие народы: татары, казахи, киргизы, а также жители Башкирии и Дагестана. Группу дополняют наречия ногайцев и кумыков. Кыпчаки распространены от Балтики до Урала, а также во многих странах постсоветского пространства.

5. Современную карлукскую группу представляют узбекский и уйгурский народы. Их развитие происходило обособленно друг от друга и это нашло отражение в особенностях каждого языка. На узбеков больше влияние оказал фарси, а жители Туркестана многое взяли из китайского языка.

6. Огузская группа занимает территорию на юго-западе. В нее входят такие тюркские языки как турецкий, крымско-татарский, туркменский, азербайджанский и гагаузский, который распространен в Молдавии, Болгарии и на юге Украины. Жители Западной и Центральной Азии имеют много общего в своих языках, поэтому представитель турецкой национальности без труда поймет татарина.

Ложные и спорные тюркизмы

В 1976 году вышел «Словарь тюркизмов в русском языке», составленный Е. Н. Шиповой, ставший на то время итогом сбора и систематизации материала, касающегося изучения тюркизмов русского языка и включающий около 2000 слов. Вместе с тем, по мнению специалистов, «словарь несколько перегружен сомнительными или явно не доказанными этимологиями. Иногда автор сам проводит подобные этимологии, иногда сомневается в подобных явно ложных этимологиях, а иногда некритически соглашается с высказанными ранее у других авторов». Хотя количество ложных этимологий в словаре невелико, иногда они относятся к общеупотребительной лексике.

Некоторые слова заведомо нетюркского происхождения или тюркское происхождение которых под сомнением, кочующие из списка в список:

  • лагуна
  • баламут
  • барбарис
  • багульник
  • бардак
  • бергамот
  • бирка
  • бурка
  • бурлак
  • бусы
  • вишня
  • вол
  • гашиш
  • гоголь
  • гурт
  • ендова
  • калач
  • кайф
  • карась
  • каторга
  • кисет
  • клянчить
  • ковш
  • колбаса
  • колики
  • кольчуга
  • лебеда
  • лимон
  • лохань
  • магарыч
  • маяк
  • мех
  • мусор
  • набекрень
  • осина
  • осот
  • пирог
  • тьма
  • упырь
  • ураган
  • урон
  • факир
  • чайка
  • шакал
  • шаль
  • шафран
  • шериф
  • шершавый
  • шишка
  • щи
  • ящик

Среди этимологов часто существуют разногласия по поводу принадлежности того или иного слова к разряду тюркизмов. Например, в своей книге «Русские фамилии тюркского происхождения» Н. А. Баскаков утверждает, что слова «пирог», «гоголь», «баламут», «шишка» имеют тюркское происхождение, с чем, однако, не согласны другие авторы.

Проблемы классификации

Не утихают научные дискуссии по принадлежности и соотношению языков и их диалектов внутри тюркских языков. Так, например, в своем классическом фундаментальном научном труде «Диалект западно-сибирских татар» (1963) Г. Х. Ахатов представил материалы по территориальному расселению тоболо-иртышских татар в Тюменской и Омской областях. Подвергнув всестороннему комплексному анализу фонетическую систему, лексический состав и грамматический строй, учёный пришел к выводу, что язык сибирских татар представляет собой один самостоятельный диалект, он не делится на говоры и является одним из древнейших тюркских языков. Тем не менее, первоначально В. А. Богородицкий язык сибирских татар относил к западносибирской группе тюркских языков, куда он относил также чулымских, барабинских, тобольских, ишимских, тюменских и туринских татар.

Проведение границ внутри многих тюркских, в особенности мельчайших, объединений затруднено:

  • затруднена дифференциация языка и диалекта — фактически тюркские языки на всех этапах членения обнаруживают ситуацию диасистемы, диалектного континуума, языкового кластера и/или языкового комплекса, в то же самое время существуют различные этнолекты, трактующиеся как самостоятельные языки;
  • описываются как диалекты одного языка принадлежащие к различным подгруппам идиомы (тюркские смешанные языки).

Общепризнаны огузская, саянская и в некоторой мере хакасская группы, наименее признана северноалтайская. Распространено разделение тюркских на западные (западнохуннские) и восточные (восточнохуннские), но не все согласны, что оно имеет генетический характер.

По некоторым классификационным единицам — историческим и современным — крайне мало достоверных сведений. Так, практически ничего не известно про исторические языки огурской подгруппы. Про хазарский язык предполагается, что он был близок чувашскому языку — см. Лингвистический энциклопедический словарь, М. 1990 — и собственно булгарскому. Сведения базируются на свидетельстве арабских авторов ал-Истахри и Ибн-Хаукаля, которые отмечали схожесть языков булгар и хазар с одной стороны, и непохожесть хазарского языка на наречия остальных тюрков — с другой. Принадлежность печенежского языка к огузским предполагается на основании прежде всего самого этнонима печенеги, сопоставляемого с огузским обозначением свояка baʤanaq. Из современных малоописанными являются сирийско-туркменский, локальные диалекты ногайского и в особенности восточные тюркские, фуюйско-кыргызский, например.

Неоднозначным остается вопрос соотношения между собой выделенных групп собственно тюркской ветви, в том числе соотношение современных языков с языками рунических памятников.

Некоторые языки были открыты относительно недавно (фуюйско-кыргызский, например). Халаджский язык был обнаружен Г. Дёрфером в 1970-х гг. и отождествлен в 1987 с упоминавшимся его предшественниками (Баскаковым, Мелиоранским и т. д.) аргу.

Стоит также упомянуть возникшие из-за допущенных ошибок предметы дискуссий:

  • споры о генетической принадлежности древнебулгарского языка: дискуссия изначально лишена смысла, так как булгарский язык, ставший основой современного чувашского, относится к древнейшей огурской (булгарской) ветви, а литературный язык татар и башкир исторически является региональным вариантом языка тюрки;
  • отождествление гагаузского языка (в том числе его архаичного балканского варианта) с печенежским: печенежский язык полностью вымер уже к средневековью, современный же гагаузский язык, по существу, — не что иное как продолжение балканских диалектов турецкого языка;
  • отнесение саларского языка к саянским; саларский язык, безусловно, огузский, но в результате контактов имеет много заимствований из сибирского ареала, в том числе особенности консонантизма и слова adığ вместо aju ‘медведь’ и jalaŋadax ‘босоногий’ наравне с исконным ajax‘нога’ (ср. тат. «яланаяк»);
  • причисление сарыг-югурского языка к карлукским (в том числе трактовка как диалекта уйгурского) — сходство является результатом языковых контактов;
  • смешивание различных идиомов, например, кумандинского и тубаларского, среднечулымских и нижнечулымских диалектов при описании так называемых диалектов кюэрик и кецик или исторических орхоно-уйгурского и древнеуйгурского.

Система письма

Алфавит классического периода (VIII в. н. э.) в орхонской разновидности состоял из 38 букв и словоразделительного знака. Всего же, с учётом региональных и хронологических вариантов, насчитывается более 50 графем. Направление письма горизонтальное, справа налево. Словоразделительный знак ставится между словами, конец предложения не отбивается. Алфавитный порядок неизвестен, и, скорее всего, не был традиционно закреплён.

Древнетюркское письмо — буквенная (не слоговая) система: отдельные знаки обозначают либо гласные, либо согласные звуки (всего 25-26 фонем); около десяти букв служат для передачи сочетаний двух согласных или гласного с согласным. Оригинальная особенность письма — наличие пар самостоятельных букв для большинства велярных и палатальных согласных. Это позволило построить систему письма таким образом, чтобы не выписывать широкие гласные корневых и в большинстве случаев — все гласные аффиксальных слогов, за исключением конечных открытых слогов, экономя на длине слов.

Имеет только капительное написание.

Фонетика

Языковые особенности памятников характеризуют форма винительного падежа на -ыг/-иг, звук «д» в середине и конце слова вместо более поздних «з» и «й», диссимилятивное сочетание согласных «лт», «рт», «нт» вместо современных ассимилятивных «лд», «рд», «нд», не до конца оформленный исходный падеж, причастие на -мыш, будущее время на -тачи, условное наклонение на -сар, в начале слов вместо , частично специфичную, но в основном общую для тюркских языков лексику.

Внешность

Одежда

По одежде тюрки в древности могли определять статус. Наряд указывал на сословие и семейное положение. Головными уборами в зимнюю пору служили меховые шапки, имеющие явное сходство с современными ушанками. Летом надевали войлочный колпак. Обыкновенной верхней зимней одеждой являлось подобие шубы — меховой кафтан. Представители богатых сословий носили меха ценных пород животных, а небогатые — одежду из бараньего меха. Тюрки всегда с большой любовью относились к халатам — толстым и утепленным, имеющим длинные рукава. В такой одежде тепло, удобно ходить и скакать на лошади. Основными материалами для ее изготовления служили шерсть и шелк. В качестве штанов — шаровары. Украшать одежду могли самыми разными способами. Тюрки, жившие близко к Китаю, использовали вышивку в виде драконов. В результате раскопок, проводимых археологами, были обнаружены куски шелка с орнаментацией, соответствующей сасанидским мотивам. Значит, мастера могли вдохновляться Персией.Большое значение имела манера застегивания платья. Изображения, найденные на каменных изваяниях, указывают на запахивание на левую сторону. Что именно говорила манера застегивания, остается загадкой. Однако по особенности запахивания видно, что такой процедуре уделяли много внимания. Верхнюю одежду перетягивали поясом, реже использовали ремень. Сапоги были без каблуков, с слегка загнутыми вверх носками. Чтобы утеплить их, пользовались специальным чулком. Раскопки помогли совершенно точно установить, что тюрки с древности любили украшения. Нашивки из позолоченной бронзы, а также изысканные ножи с ювелирной обработкой — все эти украшения находили в могилах знатных мужчин. Женщины носили предметы, используемые при рукоделии. У воинов богато украшен был только пояс. Очевидно, украшения представляли собой награды, полученные им в годы службы и сражений.

Тюрки на территории России

На территории Российской Федерации проживает много национальностей. Некоторые из народов России имеют прямое отношение к тюркской группе языков.

Издавна якуты называют себя саха, отсюда появилось название Республики Саха. Это крупнейший субъект РФ. Площадь Якутии превышает размеры Аргентины, занимающей восьмую строку в списке крупнейших стран. Якуты считаются самыми восточными представителями языковой группы. Коренные жители составляют около полумиллиона – половина населения республики. Свою культуру они переняли у тюркоязычных племен Центральной Азии.

В области с названием Республика Хакасия вместе с другими народами проживает шестьдесят тысяч хакасов. Этот маленький регион в Восточной Сибири имеет древнюю историю и богат залежами полезных ископаемых.

Этнос шорцев совсем небольшой и проживает в южной части Кемеровской области. Десять тысяч представителей этого народа продолжают сохранять традиции предков и родной язык. Практически исчезла народность тофалар, их численность согласно последней переписи населения составляет чуть более семисот человек. Этот народ тюркской группы проживает на территории, которая простирается от Иркутской области до склонов Восточных Саян.

На сибирских просторах расположилась Республика Тыва. Среди тувинцев — самых восточных представителей группы тюркских народов, густо расселившихся по территории России, различают три языковых диалекта. Их объясняют географическим соседством с народами мира. В Восточной Сибири проживают сибирские татары. Они встречаются в Тюмени, Омске и Новосибирске.

Север Ненецкого автономного округа населен долганами. По официальным данным число их представителей составляет семь с половиной тысяч человек, большая часть из них сосредоточена в отдельном муниципальном районе.

Классификация Г. Х. Ахатова

Г. Ахатов разработал свою классификацию тюркских языков и диалектов, используя оптимизированные лингвистические методы исследований в анализе языковых особенностей и их общности в контексте исторического развития прототюркского субстрата. По мнению учёного, тюркские языки безусловно входят в алтайскую семью языков.

Мегагруппа (ветвь) тюркских языков алтайской языковой семьи (по Г. Х. Ахатову):

  1. Кыпчакская группа
    1. Кыпчакско-булгарская субгруппа
      1. Татарский язык
      2. Башкирский язык
    2. Крымско-кыпчакская субгруппа
      1. Карачаево-балкарский язык
      2. Северные диалекты крымскотатарского языка
    3. Арало-каспийская субгруппа
      1. Казахский язык
      2. Киргизский язык
      3. Каракалпакский язык
      4. Ногайский язык
  2. Булгарская группа
    1. Булгарско-чувашская субгруппа
      1. Чувашский язык
  3. Кыпчакско-среднеазиатская группа
    1. Кыпчакско-уйгурская субгруппа
      1. Узбекский язык
      2. Уйгурский язык
  4. Огузская группа
    1. Огузско-османская субгруппа
      1. Турецкий язык
      2. Азербайджанский язык
      3. Саларский язык
      4. Гагаузский язык (Молдавия)
      5. Южные диалекты крымско-татарского языка
    2. Огузско-туркменская субгруппа
      1. Гагаузский язык
      2. Кумыкский язык
      3. Туркменский язык
  5. Сибирско-алтайская группа
    1. Якутская субгруппа
      1. Якутский язык
      2. Долганский язык
    2. Карагасско-тувинская субгруппа
      1. Тувинский язык
    3. Хакасская субгруппа
      1. Хакасский язык
      2. Шорский язык
      3. Северные диалекты алтайского языка
      4. Сары-уйгурский язык (язык «желтых уйгуров»)
      5. Фуюйско-кыргызский язык
    4. Алтайская субгруппа
      1. Южные диалекты алтайского языка

Как видно, татарский и башкирский языки объединены в кыпчакско-булгарскую субгруппу (подгруппу) кыпчакской группы. В то же время язык сибирских татар Ахатов дифференцирует на два больших диалекта татарского языка: западносибирский и восточносибирский — c учётом их более обособленного характера по отношению к другим диалектам татарского языка и выделяет их в отдельную позицию, обосновывая тем самым реальность татарского языкового кластера.

Общность субгруппы кыпчакской группы языков в фонетике, по мнению ученого, заключается в наличии в ней характерного вокализма, состоящего из девяти гласных, которые по своему характеру ближе к системе гласных булгарско-чувашской субгруппы огурской группы, куда отнесен чувашский язык, и отличаются от него лишь отсутствием в коренных словах звука, соответствующего русскому е (э), и наличием вместо него звука ə, а также специфической артикуляцией гласных неполного образования ы’ и е’, о’ и ö’. В области же консонантизма языки кыпчакско-булгарской субгруппы кыпчакской группы отличаются от булгарско-чувашской субгруппы булгарской группы отсутствием палатализованных вариантов согласных фонем, которые имеют место в чувашском языке (п, п’; б, б’; т, т’; д, д’ и пр.), и отсутствием таких согласных фонем, как ç, которая замещается либо й, либо ж, либо дж, и фонемы в, которая ранее отсутствовала в языках кыпчакско-булгарской субгруппы кыпчакской группы.

В рамках данной классификации Г. Ахатов разработал и обосновал диалектологическую классификацию татарского языка, представив её в «Татарской диалектологии» (1984), явившейся первым фундаментальным учебником в Советском Союзе в области татарской диалектологии.

Западный диалект татарского языка Ахатов подразделяет в своей диалектологической классификации на три группы говоров:

  • «цокающая» группа говоров;
  • «чокающая» группа говоров;
  • «смешанная» группа говоров.

«Смешанная» группа говоров характеризуется почти параллельным употреблением Ч (тч) с ярко выраженным взрывным элементом и Ц, например: пытчак, пыцак (пычак — нож). Поэтому ученый выделил два говора (кузнецкий и хвалынский) в отдельную группу говоров мишарского диалекта и назвал «смешанной».

Полагая, что в основе татарского национального языка лежит средний диалект, Ахатов в книге «Татарская диалектология. Средний диалект» (1979) подчёркивает, что «было бы ошибкой полагать, что современный татарский литературный язык может быть отождествлён со средним диалектом. Вовсе не так. Здесь речь идет лишь об опорном, концентрирующем диалекте в образовании татарского национального языка».

В своей диалектологической классификации Ахатов даёт описание специфических особенностей фонетической системы, морфологии, грамматического строя всех говоров среднего диалекта. В этом диалекте им выделены следующие основные говоры:
Диалектологическая карта № 3 — из Диалектологического атласа татарского языка (Г. Х. Ахатов, 1965)

  • заказанский;
  • мензелинский;
  • барангинский;
  • дюртилинский;
  • туймазинский;
  • кигинский;
  • бардымский;
  • нукратский;
  • камашлинский;
  • касимовский;
  • говор крещенных татар.

Азербайджан

Список тюркских народов был бы неполным без азербайджанцев. Это государство Закавказья расположилось на побережье Каспийского моря. Доля коренного населения, использующего в общении язык тюркской группы, составляет девяносто один процент. Национальной особенностью является азербайджанская кухня, с которой не сравнится ни одна кухня мира. Местные блюда не только вкусны, но и полезны, поэтому здесь много долгожителей.

Тюркоязычный этнос сегодня считается самым многочисленным в мире. Потомки древних тюрок живут не только на исторических территориях, но и расселились по всему земному шару. Многим народам удалось сохранить самобытность, традиции и язык.

История письма

Происхождение письма неясно.

Близкие к древнетюркскому письму надписи V—III вв. до н. э. обнаружены в Казахстане — (Иссык — см. иссыкское письмо) и Киргизии — Талас, Балыкчи и др.

Орхонская надпись на камне в городе Кызыл

По предположению ряда учёных[источник не указан 1958 дней], тюркское письмо было создано около начала VIII века на базе согдийского письма, возможно, с добавлением знаков из других алфавитных систем, путём трансформации курсивных начертаний букв в геометризованные формы. Предлагались также гипотезы о происхождении из фонетических знаков китайского письма, либо письма кхароштхи (или наличие, по крайней мере, общего корня).

К XIII веку алфавит был вытеснен арабицей в связи с принятием ислама тюркскими народами.

Связи с другими письменностями

С азиатским тюркским письмом связывают восточноевропейские рунические надписи 9-10 вв. (главным образом из приазовско-донского региона), предполагая их принадлежность тюркоязычным хазарам, булгарам или печенегам. Однако европейские руны лишь в части знаков совпадают с азиатскими письменами. Ввиду своей краткости и отсутствия параллельных текстов на других языках эти надписи не получили окончательной дешифровки и достоверной языковой интерпретации. Кроме связи с тюркским письмом их также рассматривают как особое письмо ираноязычных аланов, возникшее под влиянием греческого письма.

От орхоно-енисейского происходят многочисленные другие письменности — в частности, письменность памятников на черепках из Саркела (Хазарский каганат), венгерские руны и др. Есть гипотеза, что болгарские руны тоже имеют связь с орхоно-енисейскими надписями, однако не подтверждённая дешифровкой через эти надписи, хотя были попытки, более того сами знаки в большинстве другие и интересно то, что болгарские руны равнялись по левому краю и на некоторых надписях первые левые буквы были большими, это указывает что они писались слева направо в отличие от тюркских письмён, которые пишутся справа налево.

Язык памятников и область распространения

Основная статья: Орхоно-енисейский язык

Памятники, написанные древнетюркским письмом (в основном эпиграфические, небольшое число рукописей сохранилось в Восточном Туркестане), были созданы в тех областях Центральной и Средней Азии и Сибири, в которых в раннем Средневековье располагались государственные образования восточных и западных тюрков, тюргешей, карлуков, древних уйгуров, енисейских кыргызов и др. Орхоно-енисейский язык существовал в нескольких локально-хронологических вариантах, соотносимых с такими территориальными группами памятников, как орхонские, восточно-туркестанские, енисейские, таласские, алтайские и некоторые другие. В них иногда проступают различия между живыми диалектами указанных древних этносов[источник не указан 157 дней].

Памятники древнетюркского письма располагаются на территории таких современных стран как Россия, Казахстан, Киргизия, Китай и Монголия. Один из редких рукописных памятников — Книга гаданий.

Книгопечатание

В библиотеках и архивных собраниях Европы хранится значительное количество армяно-кыпчакских письменных памятников церковно религиозного содержания. Известно пятнадцать рукописных Псалтырей и молитвенников и четыре сборника проповедей. Один из молитвенников напечатан во Львове в 1618 году. Его единственный сохранившийся экземпляр находится в библиотеке Лейденского университета.

По данным сегодняшней науки первое тюрко-татарское печатное издание увидело свет в 1612 году в Лейпциге — это издание Иеронима Мегизера «Основные правила тюркского языка в четырех книгах» на латинском языке.

Классификация юго-восточного направления

Прочие представители тюркской группы языков обычно делят на 4 большие подгруппы. Есть разногласия в деталях, однако для простоты можно взять самый распространенный способ.

Огузские, или юго-западные, языки, к которым относят азербайджанский, турецкий, туркменский, крымско-татарский, гагаузский. Представители этих народов говорят очень похоже и без труда поймут друг друга без переводчика. Отсюда и огромное влияние сильной Турции в Туркмении и Азербайджане, жители которых воспринимают турецкий язык как родной.

К тюркской группе алтайской семьи языков относят также кыпчакские, или северо-западные, языки, на которых говорят в основном на территории РФ, а также представители народов Средней Азии, имеющие предков-кочевников. Татары, башкиры, карачаевцы, балкарцы, такие народы Дагестана, как ногайцы и кумыки, а также казахи и киргизы – все они разговаривают на родственных наречиях кыпчакской подгруппы.

Юго-восточные, или карлукские, языки солидно представлены языками двух больших народов – узбеков и уйгуров. Однако почти тысячу лет они развивались отдельно друг от друга. Если узбекский язык испытал колоссальное влияние фарси, арабского языка, то уйгуры, жители Восточного Туркестана, привнесли за много лет огромное количество китайских заимствований в свое наречие.

Исследование проблемы

Тюркология располагает целым рядом классификационных схем, предлагавшихся различными учеными и построенных на разных принципах. Среди них классификации В. В. Радлова, Н. И. Ильминского, Н. Ф. Катанова, Ф. Е. Корша, Г. Х. Ахатова, Н. А. Баскакова, А. Н. Самойловича, В. А. Богородицкого, С. Е. Малова, Н. А. Аристова, Г. И. Рамстеда, М. Рясянена, И. Н. Березина, В. Шмидта, М. Т. Дьячка, и др. Среди наиболее ранних (X—XI вв.) следовало бы упомянуть классификацию Махмуда ал-Кашгари. Принципы классификационных схем варьируют в зависимости от удельного веса принимаемых дифференциальных лингвистических признаков, учета географического признака, а также данных истории тюркских народов. До недавнего времени ни одна классификация не была сделана с последовательным применением компаративистического метода и не могла претендовать на роль генетической. Лишь в последние годы появились классификации, использующие соответствующие методы: фоно-морфостатистическая О. А. Мудрака и лексикостатистическая А. В. Дыбо.

Обследование двух наборов стословников и установление относительной хронологиигенеалогических древ тюркских языков на основе лексико-статистических данных, проведённое А. В. Дыбо, показали, что начало распада пратюркского языка связано с отделением чувашского от других языков, обычно определяемое как отделение огурской группы. На обоих генеалогических древах соответствующий первый узел датируется около −30 — 0 гг. до н. э. А. В. Дыбо связывает эту дату с миграцией части хунну из Западной Монголии на запад, через северный Синьцзян в Южный Казахстан, на Сыр-Дарью в 56 г. до н. э.

И. Л. Кызласов, вслед за Г. Дёфтером, обвиняет лингвистов в увлечённости идеей тюркоязычности гуннов в сравнительно-исторических исследованиях тюркских языков, указывая на возникающие противоречия при попытках увязать лексико-статистические данные с построениями исторической науки.

Довольно сильное отличие чувашского языка (и в меньшей степени халаджского) от других тюркских языков отмечает итальянский историк и филолог Igor de Rachewiltz. Чувашский язык не разделяет некоторые из общих характеристик тюркских языков до такой степени, отмечает Igor de Rachewiltz, что некоторые учёные считают его независимым членом алтайской семьи, как тюркские или монгольские языки, а объединения чувашского с тюркскими языками было компромиссным решением в целях классификации.

Собственно тюркские, учитывая по возможности все известные на сегодняшний момент идиомы, можно было бы разделить на:

  • языки рунических надписей;
  • горно-алтайские (центрально-восточные) языки;
  • карлукские языки — карлукско-уйгурские и карлукско-хорезмийские;
  • кыпчакские языки;
  • огузские языки;
  • саянские (тобаские) языки;
  • хакасские (кыргызские) языки;
  • якутские языки.

Не все из таксонов, однако, равноценны: центрально-восточные языки имеют значительное сходство одновременно с кыпчакскими и хакасскими, что препятствует однозначному отнесению их соответственно к первой или ко второй группе, хакасские со своей стороны также очень схожи с кыпчакскими; правомерность объединения карлукско-уйгурских и карлукско-хорезмийских (терминология Баскакова) не общепризнанна.

Евгений Тутлаев

Очень нравится писать о путешествиях и туризме! Открыт и буду рад сотрудничеству с турфирмами, гидами, организаторами путешествий, авиаперевозчиками! Пишите!

Оцените автора