Успенский горицкий монастырь

Взгляд в историю

Точная дата неизвестна из-за сожженных пожаром монастырских архивных документов летом 1722 года. Специалисты утверждают, что время основания Горицкой монашеской обители в Переславле-Залесском – 1362 год. Существует еще одна интересная версия, что монашеская община находилась здесь с XII века, созданная на месте древнего капища язычников – Шутовой рощи.

Монашеская обитель всегда служила своеобразной крепостью для защиты жителей Переславля-Залесского от нашествия врагов. Известно, что в 1382 году татарский хан Тохтамыш напал на город. Тогда стены монастыря послужили укрытием для жены князя Дмитрия Донского.

Когда город запылал в огне, отчалившая от монастырского причала лодка с супругой князя выплыла на середину Плещеева озера, укрывшись от врага за густой пеленой тумана. Согласно местным преданиям, таким способом получили спасение некоторые жители. После освобождения Переславля-Залесского от татар княгиней Евдокией были пожертвованы деньги на восстановление пострадавших монастырских строений.

Успенский Горицкий монастырь в XVI-XVII веках переживал расцвет. В его владении находилось несколько окрестных сел с более чем 5 тысячами крестьян. Сюда приезжали монархи с семьями, оставляя ценные подарки.

Святыни и адрес монастыря

Музей, занимающий большую часть площади, гордится коллекциями икон, картин, резной скульптуры, а также экспозициями естественно-исторического отделения. Здесь хранятся редкие экземпляры эпохи Петра Первого и уникальные произведения различных мастеров по работе с металлами.

Сегодня в монастыре проходит обычная православная программа богослужений. В пятницу — вечерня, а утром субботнего и воскресного дня начинается Божественная литургия, которая переходит во Всенощное бдение. Настоятелем Горицкого подворья является епископ Феодор (Казанов), которому дали высший чин в 2015 году.

Адрес монастыря: Музейный переулок, дом № 4.

При въезде в Переславль-Залесский со стороны Москвы постройка красуется слева от дороги. До места довозит автобус № 1, остановка называется «Музей».

Переславский Горицкий монастырь привлекает посетителей собственной архитектурой и изящным наполнением внутри построек. Прихожане обязательно оценят его в качестве большого музея с интересными экспонатами, визуально демонстрирующими забытые века расцвета.

Церковный комплекс неизменно впадал в запустение после некоторого периода религиозного служения. Однако сначала братия, а после и монахини не теряли энтузиазма и постоянно стремились восстановить этот памятник христианской культуры в Переславле-Залесском.

Переславский Горицкий Успенский монастырь

Становление Феодоровского монастыря как женской обители

До 1667 года Феодоровский монастырь был мужской обителью. Но в тот год по всей Московии прошла страшная эпидемия чумы. Монастырь, как и весь город, сильно обезлюдел. И в Переславле осталось очень много женщин и девушек, у которых вся родня погибла. Тогда решением главы церкви — патриарха Иосафа и указом государя Алексея Михайловича для них была создана женская обитель.

Оставшихся к тому времени в монастыре 10 монахов-мужчин распределили по другим обителям – Горицкой, Никитской и Даниловской, а в помещениях разместились новые насельницы. Тогда же монастырь получил в управлении земельные наделы, чтобы монахини имели возможность прокормиться.

К концу XVII века Феодоровский монастырь становится местом, куда насильственно ссылают на постриг женщин за различные провинности — за пьянство, кражи, церковный раскол и по политическим причинам. Так Екатерина I насильно отправила в Феодоровский монастырь Анну Федоровну, жену генерал-прокурора сената Павла Ивановича Ягужинского, которая в постриге получила имя Агафьи. Умерла она в монастыре, прожив в монашестве 10 лет.

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы

Царская семья никогда не оставляла Феодоровский монастырь своим вниманием. Ему благоволили Борис Годунов, царица Наталья Кирилловна, мать Петра I, и его сестра царевна Наталья Алексеевна

Последняя на свои деньги организовала в монастыре строительство Введенской (1710 г.) и Казанской (1714 г.) церквей. Пожертвования в монастырскую казну делала и Прасковья Федоровна – супруга Ивана, старшего брата Петра I.

В 1722 году сам государь Петр I приехал в Феодоровский монастырь и привез с собой европейские ткацкие станки, материалы для работы и умелых ткачих. Он наказал монашкам учиться прядению по примеру немецких прях.

Спустя время, монастырь прославился своими мастерскими. В нем производили ткань для нужд царского двора, а также изготавливали церковные облачения и утварь. Здесь работали золотошвеи, вышивальщицы и ткачихи. Были даже свои гончарная и иконописные мастерские. Наибольший расцвет монастырь получил во время, когда через Переславль стал проходить торговый путь, ведущий из Москвы к волжским берегам.

К началу прошлого века эта женская обитель была самой многочисленной в городе, здесь жили до полутысячи монашек. В 1913 году женский монастырь посетил император Николай II, и на память о его визите высадили липовую аллею, которая сохранилась до наших дней.

Слева на право: звонница над Святыми воротами, часовня-колодец вмч. Федора Стратилата

В годы советской власти Феодоровский монастырь разделил судьбу большинства православных храмов. Сначала его преобразовали в сельхозартель, а в середине 20-х годов вообще закрыли. Последнего священника – Николая Викторовича Дунаева в 1937 году расстреляли. А последнюю настоятельницу Феодоровского монастыря — Олимпиаду (в миру — Георгиевскую) арестовали. Позже, отсидев свой срок, она доживала свои дни в сторожке на территории монастыря.

В разное время в монастырских помещениях находились колония для детей, дом престарелых, воинская часть, контора строительного треста и один из институтов РАН. Собор отдали под вещевой склад. К большому сожалению, за эти годы большинство уникальных росписей внутри церковных помещений было уничтожено. В конце 1960-х годов начали реставрацию зданий. А церковные службы в монастыре были возобновлены только в 1998 году.

История

Монастырь основан, вероятно, в начале XIV века при Иване Калите.

В средние века монастырь владел многочисленными сёлами, в числе которых Большие Сокольники, Веслево, Веськово, Воскресенское, Дубнево, Ермово, Ильинское, Кружково, Маурино, Нила, Перцево, Родионцево, Славитино, Соломидино, Чашницы, Ченцы, Черницкое на Оселке, Черницкое на Шахе, Яропольцы и другие (подробнее см. здесь).

12 июня 1722 года в пожаре погиб монастырский архив.

К сожалению, исторические сведения об этом монастыре весьма кратки, отрывочны и неясны, так как архив монастыря не сохранился, и все сведения о нем получаются из разных побочных источников. Вот те сведения, какие имеются о монастыре: время основания Успенского Горицкого Богородицкого мужского монастыря относится к 1362 году. Ошибочно считается,что в Горицком монастыре принял постриг преподобный Дмитрий Прилуцкий. Но этого не могло быть,т.к. ко времени основания обители он уже был игуменом основанного им Никольского монастыря в том же Переславле.


справа

В XV веке в нем жил и был игуменом (с 1470 до 1500 год) святой Даниил, основавший, тут же в Переславле, Троицкий Данилов монастырь (в 1508 году), куда и перешел из Горицкого монастыря. Дальнейшая судьба последнего в XVI и XVII столетиях неизвестна. В 1744 г. он упразднен и отдан для помещения архиерейского дома вновь учрежденной Переславской епархии, которая была упразднена в 1788 году.

За время пребывания в нем архиереев известны следующие постройки: Собор Успения Пресвятой Богородицы и Гефсимания, между 1753—1761 годом; колокольня с церковью Богоявления 1768—1777 г.; в это же время (вместо древних) построена часть ограды и башни вновь; эти позднейшие части начинаются от колокольни, затем идут по северной стороне и частью по западной; архитектура их ясно отличается от древних, как видно в натуре.

В 1744 году переславский Успенский Горицкий монастырь был закрыт и превращён в усадьбу переславского епископа. Современники хорошо понимали это состояние бывшего монастыря. В 1802 году переславский чиновник Пётр Плишкин пишет, что «Горицким монастырём именовался до 1744 года, то есть до учреждения Переславской епархии».

В 1788 году Переславская епархия закрыта и архиерейский дом упразднён.

В «Описании монастырей, в Российской Империи находящихся» (1817) упомянут «Горицкий Успенский, уничтоженный, близ города Переславля-Залесского». А двадцать лет спустя этого монастыря уже не было в книге (издание 1834 года).

В 1904 году внутренность монастыря представляла грустную картину запустения: громадное пространство, обнесенное стенами, представляет пустырь, поросший травою, с грудами мусора и заросшим прудом; в одной стороне стоят две церкви и несколько незначительных новых построек, затерявшихся среди громадного пустыря; ограда, ворота и башни ветхи и полуразрушены.

Древнейшими постройками монастыря, несомненно существовавшими в XVII веке, остаются только двое ворот, из коих одни «Святые»; южная ограда с одной башней и, можно прибавить, еще церковь Всех Святых (почти утратившая древний вид вследствие позднейших пристроек). «Святые Ворота» с церковью святого Николая представляют один из выдающихся образцов древнерусской архитектуры и потому неоднократно изображались и описывались в различных изданиях; из них наиболее ценными представляются чертежи, помещенные в издании Ф. Рихтера, где можно видеть все подробности обработки. Год построения «Ворот» неизвестен, но указывается многими исследователями в периоде XVII века.

После революции в 1919 году в монастырь переведён Переславский музей-заповедник.

Яркие художественные коллекции

Каждое здание на территории монастыря играет свою особую роль в размещении экспонатов искусства. Художественное богатство включает в себя:

  • иконы и картины;
  • скульптуру;
  • старинные книги и летописи;
  • уникальные дары посетителей.

В картинной галерее можно увидеть работы знаменитых художников. Коллекции включают в себя шедевры Коровина, Шишкина и других русских мастеров.

Большое разнообразие икон дает представление о различных эпохах в развитии иконописи. Фрески на религиозные темы, которыми украшено каждое здание, достойны самого пристального внимания посетителей.

В ризнице собрано множество уникальных даров от знатных посетителей, включая и представителей царской семьи. Если обойти весь архитектурный комплекс, всюду можно увидеть образцы изящной скульптуры. Сохранились статуи из дерева и твердых материалов. Особым почтением пользуется бюст Юрия Долгорукого, который считается основателем Переславля-Залесского.

Библиотека впечатляет своими размерами. Она сохранила с давних времен уникальные образцы древних книг. Здесь даже можно обнаружить издания известных русских писателей. И познакомится с интересными рукописями, в том числе с местной летописью, которая переписывалась веками.

У монастыря есть свой сайт goritskiy.ru, где можно ознакомиться с календарем церковных праздников и мероприятий. На сайте можно сделать пожертвование на восстановление женского монастыря для возрождения монашеской жизни.

Безусловно, Успенский Горицкий монастырь в Переславле-Залесском вызывает неподдельный интерес и способен привлечь самого разного посетителя. Он интересен не только верующему человеку, пришедшему в святое место. Любителей древнего искусства здесь ожидают много приятных сюрпризов. Также комплекс привлечет специалистов по архитектуре и любителей истории. Посещение этого уникального места, знакомство с искусством, религиозной жизнью и русским зодчеством способно подарить незабываемые впечатления каждому туристу.

История создания Горицкого монастыря

Как давно основали эту христианскую обитель неизвестно, потому что пожар, случившийся в первой половине XVIII в., уничтожил все ее архивы. Ясно, что в начале XIV в., во времена Ивана Калиты, монастырь в Переславле уже был. Некоторые исследователи склоняются к тому, что появился он двумя веками ранее и был построен на месте языческого капища – Шутовой рощи.

Все другие монастыри Переславля расположены на равнине, а этот возведен на возвышении у южного берега Плещеева озера, за что и получил свое название – Горицкий или Успения на Горице. В его стенах принял постриг сподвижник Сергий Радонежского Дмитрий Прилуцкий. Случилось это в 1371 году. Здесь начинал свой монашеский путь особо почитаемый в Переславле преподобный Даниил, который в 1508 году основал собственную обитель – Троицкий Данилов монастырь.

Собор Успения Пресвятой Богородицы

Как и многие монастыри, Горицкий служил своего рода крепостью и участвовал в военных сражениях. Так, в 1382 г. во время нашествия хана Тохтамыша в его стенах пряталась супруга Дмитрий Донского Евдокия Дмитриевна. В критический момент, когда татары жгли Переславль, княгине со слугами удалось отплыть на середину Плещеева озера, где густой туман спас их от врагов.

По преданию, так же удалось спастись еще части местных жителей. После того, как Переславль освободили, благодарная Евдокия поспособствовала восстановлению монастыря. И в память об этом историческом событии в городе существует традиция водного крестного хода. В шестое воскресенье после праздника Пасхи верующие от стен Горицкого монастыря и устья Трубежа плывут по озеру на лодках.

Пережила мужская обитель и непростое для России Смутное время. Но, к сожалению, ничего от построек, старше XVI века, на ее территории до наших дней не сохранилось. В это время монастырь был очень влиятелен, он владел множеством сел и имел в подчинении около 5 тыс. крестьян. Его часто посещали цари и члены их семей, оставляя в монастырской ризнице богатые подарки.

Восточные (Проездные) ворота

Примечания

  1. Титов, А. А. Синодики XVII века Переславского Горицкого монастыря / А. А. Титов. — М., 1902.
  2. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской Империи. Том III. Монастыри, закрытые до царствования Императрицы Екатерины II. Составил Зверинский. — СПб., 1897.
  3. ↑ Зверинский, В. В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской Империи / В. В. Зверинский. — СПб.: Синодальная типография, 1897. — Том 3: Монастыри, закрытые до царствования Императрицы Екатерины II. С. 199, # 2184.
  4. Ушаков, Н. Н. Спутник по древнему Владимиру и городам Владимирской губернии / Н. Н. Ушаков. — Владимир: Губернская типография, 1913.
  5. Шереметев, С. Д. Два упразднённых монастыря над Переяславским озером / С. Д. Шереметев. — М., 1901.
  6. Владимирские губернские ведомости, 1848, номер 35.
  7. Горицкий монастырь и два иерарха русской церкви в XVIII столетии, А. Титов.
  8. ↑ А. А. Потапов. Памятники древне-русской гражданской архитектуры во Владимирской губернии. Труды Владимирской учёной архивной комиссии. Книга VI. Губернский город Владимир, 1904.
  9. Глаголев, А. Г. Краткое обозрение древних русских зданий и других отечественных памятников / А. Г. Глаголев // Материалы для статистики Российской империи. СПб.: Типография Министерства внутренних дел, 1841.

Исторический очерк

Горицкий монастырь ведет свою историю с первой половины XIV века. Тогда его основал местный князь Иван Калита. Успенский мужской монастырь называют Горицким по причине его географического расположения — комплекс стоит на возвышенности, как бы на «горице». Первоначальные постройки и стены сооружения не сохранились: комплекс был дотла сожжен во время одного из ордынских набегов. Произошло это в 1382 году — когда татарский хан Тохтамыш захватил и разграбил Переславль, а также сам монастырь. В 1392 году соборное сооружение было восстановлено — сделано это по велению и на деньги жены Д. Донского Евдокии. Женщина со своей свитой находилась в монастыре незадолго до атаки татар, а в момент захвата города чудом спаслась, отчалив на плоту в центр Плещеева озера. Погода помогла Евдокии: густой туман укрыл водную гладь и людей, которые разместились на плоту.Первые каменные сооружения здесь датируются началом XVI века — такое положение дел свидетельствует о высокой степени дохода комплекса. В XVII-XVIII столетиях монастырь владел несколькими окрестными селами с общим населением в 5000 крепостных. Со 2-й половины XVII века начинается активное строительство всего комплекса. Территория обносится обновленной оградой из каменных глыб с башнями, строятся Святые врата с Никольским храмом, Проездные врата и жилище привратника. В конце столетия достраивается Трапезная палата, а вместе с ней и Всесвятская церковь. В следующие два века эти здания серьезно перестраивались и реконструировались.Успенский собор в барочном стиле сооружается уже в XVIII столетии. Из-за особенностей здания оно не отапливалось зимой, что повлияло на сохранность интерьеров. Однако до нас дошел резной позолоченный иконостас — один из красивейших во всем регионе. В том же столетии строится и Богоявленская церковь с колокольней — с вершины этого сооружения открывается впечатляющая панорама всего Переславля-Залесского. Колокола отсюда ныне хранятся в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга. Помимо того, в XVIII веке возводятся крепостные стены монастыря и башни. Однако они имеют уже более декоративное, чем оборонное значение, так как сам комплекс перестает быть фортификационным сооружением, обретая религиозную значимость.Темпы строительства серьезно упали после прихода к власти Екатерины II, а позже и вовсе остановились. Так, не достроена Гефсимания — она должна была «связать» Успенский собор с Трапезной. В 1881 году эту постройку полностью разобрали. К концу XIX столетия тут возведено здание училища, которое функционировало до 1918 года — после этой даты его превратили в музей, ныне же в этом месте размещена картинная галерея.Во времена СССР Горицкий монастырь превратился в краеведческий музей, который позже переименовали в Переславский музей-заповедник. Сюда в 1963 году передали бюст князя Юрия Долгорукого, который впоследствии был установлен у входа в монастырский комплекс. В 1960-е года на территорию музея привезли деревянные церкви из двух соседних селений.

О Никитском Монастыре

Находится Никитский Монастырь на северной окраине Переславля-Залесского в Никитской Слободе, по дороге на Плещеево Озеро , к Александровой Горе и Синему Камню . Отсюда открывается красивый вид на Плещеево Озеро.

На территории Никитского Монастыря расположены Никитский Собор, Благовещенский Храм Пресвятой Богородицы, Храм Архангела Гавриила с колокольней, часовня. Особый архитектурный интерес вызывают монастырские крепостные стены с башнями 16-го века и пятиглавый Никитский Собор также 16-го века.

Службы проходят в Благовещенском Храме.

Святыни, представляющие интерес для паломников: мощи, вериги, крест и могила Никиты Чудотворца. Также здесь находится святая икона Пресвятой Богородицы «Поможение в родах», к которой приезжает очень много будущих мам. Есть здесь и святой источник Никиты Чудотворца, воду из которого можно набирать бесплатно, а если своей тары у Вас с собой не найдется, то на месте можно недорого приобрести пластиковые полуторалитровые бутыли.

Мы с Машей, зайдя в Благовещенский Храм, набрали святой воды из источника Никиты Чудотворца. Годовалая Маша, до этого момента не бывавшая в подобных местах, на удивление стала очень тихой и внимательно рассматривала все вокруг, а когда мы вышли из храма долго вслушивалась, открыв рот, в начался колокольный перезвон с Храма Архангела Гавриила.

Напоследок напомню, что мужской Никитский Монастырь действующий, в нем проживают монахи и чтобы им не мешать для посещения открыта не вся территория комплекса. При посещении монастыря мужчины должны быть в брюках, а женщины должны быть не только с покрытой головой, но и в юбке. Если же девушка отправилась к этому святому месту в шортах или джинсах, то юбку Вам могут выдать на входе

На территории разрешена фото и видеосъемка, кроме съемки службы в храме и послушников (насельников) монастыря.

Современный облик бывшего монастыря

Строения бывшего Горицкого монастыря

  • Успенский собор (1750-е годы), ныне экспозиция и хранилище,
  • церковь Богоявления с колокольней (XVIII век), ныне методический отдел,
  • церковь Всех Святых с Трапезной палатой (конец XVII века), ныне экспозиция и хранилище,
  • церковь Николая Чудотворца (XVII—XVIII века), ныне действующий храм, проводятся Богослужения
  • ,
  • церковь Гефсимания (разобрана на кирпич для духовного училища, в музее в качестве одного из экспонатов хранится колонна бывшего храма),
  • святые ворота и палата привратника, ныне туристический отдел,
  • крепостные стены и башни (XVII—XVIII века), ныне хранилища.

Строения бывшего духовного училища

  • здание духовного училища (XIX век), ныне картинная галерея,
  • баня (XIX век), ныне здание администрации,
  • звонница (XIX век), ныне смотровая площадка.

Из других мест привезены или построены

  • часовня Покрова из деревни Старово (XIX век), ныне касса,
  • часовня святого Георгия из деревни Фонинское (конец XIX века),
  • бюст Юрия Долгорукого работы скульптора С. М. Орлова — погрудное повторение памятника на Тверской площади в Москве (1963 год).

Монастырские храмы и строения

Обнесенный невысокой стеной, монастырский комплекс очень красив и возвышаясь над крышами Переславля, словно парит над городом. Самые старые его постройки сохранились с XVI-XVII века. Это белокаменная крепостная стена с бойницами и караульными переходами, служившая для защиты обители от неприятеля, три башни и двое ворот, Палаты привратника, церкви Николая и Всех Святых, а также трапезная палата.

Святые ворота с возведенной над ними одноглавой Никольской церковью являются выдающимся памятником древнерусского зодчества. И специалисты многократно описывали их в различных изданиях, как образец слияния двух существовавших в те времена стилей — узорочья и очень популярного московского барокко.

Проездные ворота также считают настоящим архитектурным шедевром. Они сделаны в восточной монастырской стене и служили для хозяйственных целей

По сравнению с простыми и гладкими стенами, их нарядное убранство нельзя обойти вниманием. Ворота обрамляют большие арки, над которыми установлены фигурки вставших на дыбы коней

Надстройку над этими воротами сделали позже — ближе к концу XIX века.

Звонница

Главный монастырский храм – пятиглавый Успенский собор возводили в 50-60-е годы XVIII века по проекту архитектора И.Я. Яковлева. Однако, в связи с упразднением Переславской епархии, он так и не был достроен. Замысел архитектора лучше всего виден на восточном фасаде этой церкви. Композиционно храм представляет собой пирамиду, устремляющуюся вверх.

Скупое наружное оформление контрастирует с богатым барочным внутренним убранством — пышной белой лепниной на голубом фоне, роскошными паникадилами и живописными настенными панно. Над этой красотой трудились лучшие мастера из Ново-Иерусалимского монастыря. Многоярусный покрытый позолотой иконостас сделан руками мастера из Москвы Якова Жукова. А иконы для него изготовлены живописцами из Нового Иерусалима.

Самой высокой на монастырской территории является Богоявленская церковь с четырехъярусной колокольней. Со смотровой площадки на верхнем ярусе колокольни виден весь Переславль-Залесский. Она, как и главный собор, с XVIII века не была достроена. После того как епархию упразднили, колокола с этого храма сняли и перевезли в тогдашнюю столицу, на колокольню в Петропавловской крепости.

Панорама Горицкого монастыря

С XIX века осталось здание, которое занимало Духовное училище, баня и звонница. В качестве строительного материала при возведении Духовного училища использовались кирпичи обветшавшей церкви Гефсимания.

Колонну этого разобранного древнего храма поместили в музейную экспозицию. А как домовый храм Духовное училище использовало пятиглавую отремонтированную церковь Всех Святых, возведенную в XVI веке.

На монастырской территории стоят также деревянные часовни (XIX в.), которые перевезли сюда в 80-х годах прошлого века из окрестных деревень Фонинское и Старово. Такие часовни назывались «обыденскими». Их возводили всей деревней, или, как тогда говорили, «миром».

В времена архиерейский резиденции, на ее территории выкопали пруд, чтобы в случае пожара вода для тушения была рядом. А в 20-е годы прошлого века вокруг этого пруда разбили фруктовый сад.

Слева направо: собор Успения Пресвятой Богородицы, церковь Богоявления Господня

Осенью 2014 года в судьбе монастыря произошли новые перемены. Его исторические помещения получила в пользование Ярославская епархия Русской православной церкви. И сейчас ведутся работы по освобождению помещений от музейных коллекций и восстановлению его как монашеской обители, которые планируется завершить за 4 года.

История постройки

Сегодня церковный комплекс практически полностью отдан в распоряжение музея. Монахини проживают здесь на небольшом участке, а памятники может свободно посетить каждый турист. Успенский монастырь является самым знаменитым и древним в Переславле-Залесском. Постройки, находящиеся на его территории, создавались в XVII—XIX вв. Самые старинные из них нуждаются в восстановительных работах, но выглядят хорошо.

Точная дата основания исчезла в истории вместе с монастырскими архивами, которые погибли при пожаре 1722 г. Большинство специалистов сходятся во мнении, что церковный комплекс действовал уже в XIV столетии. Своё название он получил от факта расположения на возвышенности («горице»), рядом с озером.

  • Когда монастырь создавался, его достопримечательности были построены из обыкновенного дерева. В 1382 г. войска татаро-монголов полностью разорили город и, соответственно, Горицкий церковный комплекс.
  • Причиной восстановления послужил случай чудесного спасения супруги Дмитрия Донского во время нашествия. Княгиня Евдокия сумела скрыться от преследования на плоту. В честь этого события русский князь пообещал восстановить монастырь за свои деньги и сдержал слово государя.
  • Однако здания, построенные в эпоху Донского, так и не дожили до сегодняшних дней. В память о событии освобождения города сегодня существует традиция крестного хода, который проходит в шестое воскресенье после торжества Пасхи. Братия никогда не покидала монастырь, подвергавшийся набегам, пожарам и ветхости, постоянно отстраивая поврежденные постройки.
  • Мужская обитель также пережила Смутное время, особенно тяжелое для Отечества. Расцвет Горицкого монастыря наступил в конце XVI столетия, когда он имел колоссальный авторитет среди населения, а в его подчинении находилось 5 000 крестьян. В этот период церковный комплекс навещали царские семьи, оставляя здесь величественные дары.
  • В середине XVIII столетия монастырь стал центром Переславской епархии, в подчинении которой было 600 церквей и два десятка монашеских обителей из соседних городов. В этот период он перестал служить домом для монахов и переквалифицировался в резиденцию для архиереев. Главенство Горицкого комплекса над большим количеством храмом продолжалось только 45 лет.
  • Упразднение Успенской епархии произошло в 1788 г., территорию поделили между соседними церковными резиденциями. В XIX столетии внутри стен бывшего Горицкого монастыря устроили духовное училище, а к началу XX века здесь воцарилось запустение и окончательный упадок (пруд позеленел, валялся мусор, строения стали ветхими).
  • В советское время в Горицком монастыре был создан краеведческий музей, один из первых в стране – он был основан в 1919 г. Руководителем музея стал Михаил Иванович Смирнов, проработавший здесь вплоть до своего ареста в 1930 г.
  • Сейчас в Горицком монастыре Переславля по-прежнему остается музей. Зимой Успенский собор закрыт для осмотра в целях сохранности интерьеров; нет в зимнее время входа и на колокольню.

На заметку! В стенах Горицкого монастыря принял постриг Дмитрий Прилуцкий, являвшийся сподвижником преподобного Сергия Радонежского. Обряд посвящения в монахи произошел в 1371 г. Здесь же начал свою духовную деятельность святитель Даниил, особенно почитаемый в городе Переславле. В 1508 г. он основал Троицкий монастырь.

Евгений Тутлаев

Очень нравится писать о путешествиях и туризме! Открыт и буду рад сотрудничеству с турфирмами, гидами, организаторами путешествий, авиаперевозчиками! Пишите!

Оцените автора