Portunus храма (храм фортуна virilis) на бычьего форума и базилика святой марии в космедин (санта-мария-ин-космедин) на пьяцца bocca della verita (рот истины) — рим, италия

Евфимий Зигабен

Яко утвердися милость Его на нас, и истина Господня пребывает во век.

Милость, говорит, Господня сделалась сильною и твердою и чрезвычайно излилась на всех людей, по великому человеколюбию Его, хотя некоторые люди и отвратились от нее, и не хотели принять ее, где Давид сопричисляет и себя к принявшим милость Божию, как это делает и в других псалмах, причисляя и самого себя к христианам из народов и почитая себя одним из числа уверовавших во Христа. А истина Господня, пребывающая во век, есть истина евангельская, та, которая Христом преподана апостолам: потому что закон был тень евангельской истины, по словам Златоуста; почему, когда явилась истина евангельская, законная тень прошла, как прекращается первый чертеж и рисовка теней иконы, когда живописцы наводят на нее истинные цвета; ибо благодать, говорит, и истина произошла чрез Иисуса Христа (Иоан. 1,17).

Златословесного: Сказывает и причину спасения, что не своими добрыми делами и не своею смелостью в жизни, но одним человеколюбием они спаслись. Ибо, по словам Феодорита, по одному человеколюбие произвел наше спасение. Так и блаженный Павел сказал: не за дела праведности, каковые мы сотворили, но по своей великой милости Он спас нас; и еще: благодатью вы спасены. Прилично сказано и в пророческих словах, что народы не получили бы такового изменения если бы милость Божия не была сильнее наших грехов; если бы она не была крепче нашего злонравия и не победила всякое суеверие и заблуждение. Исихия: Т. е. милость утвердившаяся в нас была совечна истине. Во многих местах имена сии (милость и истина) относятся ко Спасителю, как и в следующем: Бог послал милость свою и истину свою, и избавил душу мою из среды скимнов. Посему она, воссиявши в человеческом роде, призывает все народы и всех людей к хвалению, научая благодарить Отцу, утвердившему милость свою и продлившему истину свою до века. Златоуста: Утвердилась милость Его на нас, т. е. водружена, сделалась крепкою и тверже камня; притом ежедневно увеличивается.

предыдущий стихследующий стих

Уста Истины в Риме: интересные факты

В прошлом веке каменного истукана, распознающего ложь, забывают. Однако в 50-х годах, после выхода на экраны культовой ленты «Римские каникулы» с очаровательной О. Хепберн в главной роли, древний артефакт с изображением античного божества получает мировую известность. Партнер актрисы Грегори Пек подшутил над ней: он засунул руку в рот каменной маски и страшно закричал, сделав вид, что лишился конечности. Это стало настоящим шоком для впечатлительной Одри, которая по-настоящему испугалась и чуть было не лишилась чувств. Режиссер не вырезал эпизод, а кинокритики назвали его самым живым в фильме.

И сейчас каменный барельеф является самой популярной туристической достопримечательностью итальянской столицы. К мраморному диску каждый день выстраиваются толпы иностранцев, чтобы запечатлеть Уста Истины в Риме на фото.

Известный художник Лукас Кранах Старший на полотне, носящем одноименное название, изобразил женщину, которая вкладывает руку в каменную пасть страшного чудовища, напоминающего грозного льва.

Но не только древним «детектором лжи» славится неприметная церквушка. Ее главной реликвией считается череп святого Валентина, того самого, в честь которого празднуется День всех влюбленных 14 февраля.

Разъяснение и доказательство некоторых частностей, в тексте предполагавшихся уже доказанными

XV. Некоторые понятия из учения о бесконечности

XVI. Задача Льюиса Кэрролля и вопрос о догмате (к стр. 61).

XVII. Иррациональности в математике и догмат (к стр. 59).

XVIII. Понятие тождества в схоластической философии (к стр. 79).

XIX. Понятие тождества в математической логике (к стр. 81).

XX. Время и Рок (к стр. 193)

XXI. Сердце и его значение в духовной жизни человека, по учению Слова Божия.

XXII. Икона Благовещения с космической символикой (к стр. 353).

XXIII. К методологии исторической критики (к стр. 362)

XXIV. Бирюзовое окружение Софии и символика голубого и синего цвета (к стр. 375).

XXV. «Амулет» Паскаля.

XXVI. К истории термина «антиномия» (к стр. 153).

XXVII. Эстетизм и религия (к стр. 7, 99 и др.)

XXVIII. Гомотипия в устройстве человеческого тела (к стр. 266).

XXIX. Заметки о троичности (к стр. 50, 223).

XXX. Основные знаки и простейшие формулы логистики (для справок).

Примечания и мелкие заметки

Разъяснения некоторых символов и рисунков

Приложения

Вступительное слово пред защитою на степень магистра книги: «О Духовной Истине», Москва, 1912 г., сказанное 19-го мая 1914 года

Из истории книги «Столп и утверждение Истины.

Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах свящ Павла Флоренского»

Finis amoris, ut duo unum fiant.

Предел любви – да двое едино будут

«– Не позазрите на мя, господия мои и бpaтиe яко юнейший аз всем вам, и дерзаю писати о чюдесех светаго. Вем бо и аз свою худость и зазираем бываю совестию и худоумием своим; паче ж и греха ради моего многа тягостно ми сие великое дело есть. И не мое дело сие есть, но ваше древних и великих отец, еже в чюдесех преподобнаго отца нашего Сергия поучатися и нас грубых просвещати учением и впредь будущим родом писанием возвещати. Но молюся вам, послушайте прилежно: аще аз не буду писати, а вы тако ж не изволите, то от ково повеление царево исполнится и о чюдесех святаго кто возвестит, яко ж и прежнии не писаша толико лет? Аще бо и грешен есмь и невежда и неискусен на такое дело, но строение ми прилежит и нужда ми есть сицево дело начати, совершитель же всякому благому делу – Отец и Сын и Святый Дух».

«Троице Сергиева монастыря Келарь Симон Азарьин. Лета 1646 года». (Из «Сказания о новоявленном кладези»).

Лопухин А.П.

чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины

Но апостол может и замедлить своим прибытием в Ефес. Поэтому он теперь письменно хочет дать Тимофею указания, как ему держать себя в доме Божием или в церкви.

Который есть Церковь — правильнее: община или общество (ekklhsia q.), принадлежащее живому Богу. Бог назван здесь «живым» в противоположность мертвым идолам, которых чтили азиатские общины, и как дающий Своим почитателям жизнь. Это должен иметь в виду Тимофей и всякий другой предстоятель церкви при прохождении своего служения.

Столп и утверждение истины. Эти слова составляют приложение к предыдущему выражению и выражают собою одну и ту же идею, именно ту, что Церковь, как собрание верующих, представляет собою твердый фундамент для евангельской истины: падет Церковь — исчезнет и евангельская истина (чего, однако, по слову Христа, Мф. XVI:18, никогда не случится). Отсюда должно быть ясно для Тимофея, как ему нужно заботиться о поддержании порядков в Церкви.

предыдущий стихследующий стих

Описание экскурсии

Рекомендуем
Одно из лучших предложений в городе

Вам предоставляется уникальная возможность отправиться в путешествие сквозь века и в ходе двухчасовой пешей прогулки посетить все основные достопримечательности античного и средневекового Рима!
Во время нашей прогулки мы увидим все основные достопримечательности Рима: фонтан Треви, площадь Испании, площадь Навона, Пантеон, площадь Венеции, Капитолий, памятник Витториано, Уста Истины, Апельсиновый Сад, площадь Минервы, театр Марцела, Кампо ди Фиори

Пройдясь не туристическими тропами мы сможем осмотреть все многочисленные римские детали-достопримечательности, которые скрыты от глаз.
Так как показать все самое важное в Риме за два часа очень сложно, мы проводим эту экскурсию по двум маршрутам, условно — «Синему» и «Красному» (смотрите карту экскурсии и дни проведения маршрутов по ссылкам в разделе «Дополнительная информация»). Маршруты чередуются через день

Это две абсолютно разные, но очень интересные истории. Если сегодня экскурсия проходит по «Cинему» маршруту, то завтра она пойдет по «Красному». Наиболее полное представление о городе Вы получите, если забронируете две пешеходные экскурсии — на два дня, следующие сразу друг за другом.
Достопримечательности «Красного маршрута»: Большой Цирк, холм Палатин, Бычий Форум, Уста Истины, Капитолий, Площадь Венеции, Пантеон, площадь Навона, фонтан Четырех рек, дворец Мадама, фонтан Треви, Ларго Арджентина.
Достопримечательности «Синего маршрута» — Сад Роз, холм Авентин, Апельсиновый сад, Базилика Святой Сабины, вилла Мальтийского ордена, набережная Тибра, понте Ротто, понте Фабрицио, Район бывшего еврейского гетто, район Трастевере, площадь Трилуссы, улица Джулия, вилла Фарнезина, знаменитая площадь Кампо де Фьори, потайные улочки, площади и мосты Рима.

  • Вид экскурсии: групповая
  • Дни проведения: ежедневно
  • Место встречи: Выход из метро «Чирко Массимо» (Circo Massimo)
  • Начало: 15:15
  • Продолжительность: 2 часа
  • Язык: русский
  • Цена: 20 € за человека

Прп. Амвросий Оптинский

Ст. 11-12 Милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася: истина от земли возсия, и правда с Небесе приниче

Когда Бог Отец благоволил помиловать падший род человеческий, послать на землю Единородного Своего Сына для избавления человека от власти диавольской, и Сын Божий, Истина вечная, послушался исполнить волю Пославшаго, родившись плотию от Пресвятыя Девы, благоволением Отца и содействием Святаго Духа, тогда исполнились псаломские слова: милость и истина сретостеся. Когда воплотившийся Сын Божий и Богочеловек вольным страданием Своим, Кровью Своей и смертью на кресте удовлетворил правосудию Божию за преслушание Адама и прочие грехи человеческие, и таким образом примирил падшего человека с Богом, тогда исполнились другие псаломские слова: правда и мир облобызастася.

До пришествия Христова на землю царствовали на ней одна ложь и прелесть вражия; кроме народа Израильского, и то не всего, везде было почитание ложных богов и поклонение идолам. Когда же вочеловечивыйся Сын Божий учением Своим и примером восстановил и устроил на земле истинную жизнь, тогда на ней явилась и святость, и праведность небесная; явились земные ангелы и небесные человеки, и исполнилось сказанное: истина от земли возсия, и правда с небесе приниче. Поэтому и апостол взывает ко всем христианам: Наше бо житие на небесех есть, отонудуже и Спасителя ждем, Господа нашего Иисуса Христа (Флп. 3:20). Слова апостола означают, что все христиане обязываются жить не просто по-земному, а и по-небесному.

Письма.

Уста Истины: что это такое?

Это круглая мраморная плита с вырезанным на ней ликом. Считается, что это изображение Тритона (Нептуна) – бога морей или Эрколя Победителя. Но кто-то утверждает, что это лик Оракула или Фавна.

Диск имеет размер 175 см в диаметре и 19 см в толщину. Вес маски – 1200 кг. О дате ее создания также ходят споры, но археологи предполагают, что это было около IV века до н.э.

Упоминания об Устах Истины встречаются во множестве литературных источников. Так, в древнем альманахе путешественников, датируемом 11 веком, написано об их мистической силе оракула: «Отведи собеседника к маске Фавна, и ты поймешь, говорит он тебе праву или ложь».

§ II

Самое распространенное обычное объяснение постепенного исчезновения причастия – как участия в исполнении Церкви – состоит в ссылке на недостоинство подавляющего большинства мирян приступать часто к чаше и потому необходимости для них как бы дополнительных требований и гарантий. Миряне живут в миру, в постоянном контакте с его нечистотой, неправдой, греховностью, ложью и потому нуждаются в особом очищении, особом приготовлении, особом усилии раскаяния.

Это объяснение я называю благочестивым, ибо оно действительно в лучших своих выражениях и объяснениях исходит из сознания греховности, из «уважения», к святыне, из страха перед своим недостоинством. В том или ином виде страх этот присущ всякой религии. В средневековом христианстве он пронизывал всю жизнь: «Согрешихом, беззаконновахом, неправдовахом пред Тобою…». Нравственным идеалом общества, не всегда соблюдаемым, но оказавшим огромное влияние на христианское общество, становится аскетизм, часто в его крайней форме. А упадок белого духовенства, засвидетельствованный, например, в канонах, составленных Трулльским Собором (691 г.), приводит к тому, что к монашеству переходит и возглавление церковной жизни. Мы не имеем возможности останавливаться здесь на причинах и формах этого многогранного процесса

Важно для нас то, что он приводит постепенно к клерикализации Церкви, ко все большему отдалению друг от друга духовенства и мирян. Меняется вся атмосфера Церкви

В конце IV века св. Иоанн Златоуст писал в своем толковании «2 беседы на 2 Послание к Коринфянам»: «Но есть случаи, в которых священник отличается от подначального, например, когда должно приобщаться Святых Тайн. Мы все одинаково удостаиваемся их. Ныне не так, ибо всем предлагается одно Тело и одна чаша… и мы все равно друг друга лобызаем…».

Но в конечном итоге сакрализация и клерикализация побеждают. Это видно и в развитии храма и его устройства, которое все больше и больше подчеркивает отделение мирян от духовенства, и тот же Златоуст писал: «Когда пришел Христос и пострадал вне города, то очистил всю землю, сделал всякое место удобным для молитвы… Хочешь ли знать, как вся земля, наконец, сделалась храмом и как всякое место стало удобным для молитвы». Но толкование и храма и литургии в этом ключе довольно рано исчезло из Церкви. Вход в алтарь, приближение к святилищу оказалось запретным мирянам, их присутствие на Евхаристии стало пассивным. Она совершается за них, для них, но в совершении ее они не участвуют. Если раньше черта, отделяющая «мир сей» от Церкви, обнимала собою мирян, то теперь она исключает их, и об этом как раз и свидетельствует определение их как мирян (κοσμικι), а не как прежде – лаиков, членов народа Божия (λαος), людей, взятых в удел и своих Богу…

Римский детектор лжи — Уста истины

Как часто человек говорит одно, а глаза выражают другое. Существует ли хоть один житель на планете Земля, не солгавший за жизнь ни разу? Очевидно, нет. Согласно статистике люди за 10-минутный разговор могут обмануть не менее 3 раз. А за 60 лет? Подсчитано, что солгут в среднем 88 тысяч раз, сюда входят скрытые семейные измены, некрасивые поступки, сплетни и прочее. По словам знаменитого голливудского актера, Тима Рота, «Найти хорошего лжеца не так и сложно, гениального – почти нереально». Придет время и самый искусный выдумщик выдаст себя.Как видим, потребность в полиграфе возникла еще в глубокой древности, ведь добросовестность одного могла решить судьбу другого. Думаете, что первый детектор лжи придумали в наше время? Ошибаетесь. Его прообраз был еще в далеком мрачном средневековье. И где? Ну, конечно, в Риме, не зря ведут туда все дороги.Определение жульничества в древностиЛюди давно задумывались над тем, как вывести обманщика на чистую воду, доказав мошенничество, найти подтверждение предательству, измене. Для выявления истины в разные века использовались самые невероятные методы.На Востоке пришли к выводу: человек, испытывая чувство страха, нервничает, прекращается слюноотделение. Для выяснения правды стали использовать рисовую муку, вкладывая ее в рот испытуемого. Если она оставалась сухой, его признавали лжецом.Отбирая претендентов на телохранителя, в Древнем Риме и Спарте применялся другой способ. Мужчину устанавливали на край обрыва и спрашивали: «Не страшно ли?» Кто признавался? Правда определялась по измененному цвету лица: побледнело, значит, сказал неправду, обманщика сбрасывали с обрыва, такой воин не мог проявить в бою ловкость и бесстрашие.

§ IV

Напомним, прежде всего, чин или порядок приготовления, каким он дошел до нас в византийском литургическом предании. Я не буду говорить о проскомидии, о которой мы уже говорили выше. Ограничимся Литургией верных.

Непосредственно после эпиклезы предстоятель начинает чтение молитвы ходатайства. Точнее, эту молитву можно было бы определить как молитву собирания Церкви – Тела Христова, явления ее во всей полноте:

Нас же всех, от единого Хлеба и Чаши

причащающихся, соедини

друг ко другу во единого Духа причастие, и

ни единого нас в суд или во осуждение сотвори причаститися

Святаго Тела и Крови Христа Твоего.

Но да обрящем милость и благодать

со всеми святыми от века Тебе благоугодившими, –

праотцы, отцы, патриархи, пророки, апостолы,

проповедники, благовестники, мученики, исповедники,

учительми, и со всяким духом праведным, в вере скончавшимся.

Изрядно о пресвятей, пречистей,

преблагословенией, славней Владычице нашей

Богородице и Присно деве Марии,

О святем Иоанне Пророце, Предтечи и Крестителе,

о святых и всехвальных апостолех

и о всех святых Твоих,

ихже молитвами посети нас Боже.

И помяни всех прежде усопших о надежди

воскресения жизни вечныя.

И упокой их, идеже присещает свет Лица Твоего.

Еще молим ти ся, помяни, Господи,

Святую Твою Соборную и Апостольскую Церковь,

юже от конец даже до конец вселенныя,

и умири ю, юже наздал еси

честною Кровию Христа Твоего,

и святый храм сей утверди даже до скончания века.

Помяни, Господи,

иже дары сия Тебе принесших,

и о нихже, и имиже, и за нихже сия принесоша.

Помяни, Господи, плодоносящих и добротворящих

во святых Твоих церквах, и поминающих убогия:

воздаждь им богатыми Твоими и небесными даровании,

даруй им вместо земных небесная,

вместо временных вечная, вместо тленных нетленная.

Помяни, Господи, иже в пустынях

и горах, и вертепех, и пропастех земных.

Помяни, Господи, иже в девстве, и благоговении,

и постничестве, и в чистем жительстве пребывающих.

(Молитвы о властях).

Помяни, Господи, предстоящия люди,

и ради благословных вин оставльшихся,

и помилуй их и нас, по множеству милости Твоея:

сокровища их исполни всякаго блага,

супружества их в мире и единомыслии соблюди,

младенцы воспитай, юность настави, старость поддержи,

малодушныя утеши, расточенныя собери,

прельщенныя обрати, и совокупи святей

Твоей Соборной и Апостольской Церкви,

стужаемыя от духов нечистых свободи,

плавающим сплавай, путешествующим сшествуй,

вдовицам предстани, сирых защити,

плененныя избави, недугующия исцели.

На судищи, и в рудах, и в заточениих,

и в горьких работах, и всякой скорби,

и нужде, и обстоянии сущих Помяни, Боже.

И всех, требующих великаго Твоего благоутробия,

и любящих нас, и ненавидящих, и заповедавших

нам недостойным молитися о них, и вся люди Твоя

помяни, Господи Боже наш, и на вся излей

богатую Твою милость, всем подая

яже ко спасению прошения.

И ихже мы не помянухом неведением,

или забвением, или множеством имен,

Сам помяни, Боже, ведый коегождо возраст и именование,

ведый коегождо от утробы матере его:

ты бо еси, Господи, помощь беспомощным,

надежда безнадежным, обуреваемым Спаситель,

плавающим пристанище, недугующим врач:

Сам всем вся буди, ведый коегождо,

и прошение его, дом, и потребу его.

Избави, Господи, град сей, и всякий град

и страну от глада, губительства, труса,

потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных

и междоусобныя брани.

(Об епископах).

В первых помяни, Господи, (имярек),

егоже даруй Святей Твоей Церкви,

в мире, цела, честна, здрава, долгодействующа,

право правяща слово Твоея истины.

Помяни, Господи, по множеству щедрот Твоих,

и мое недостоинство,

прости ми всякое согрешение, вольное же и невольное:

и да не моих ради грехов возбраниши

благодати Святаго Твоего Духа от предлежащих Даров.

Помяни, Господи, пресвитерство,

еже во Христе диаконство,

и весь священнический чин,

и ни единаго же нас посрамиши,

окрест стоящих Святаго Твоего жертвенника.

Посети нас благостию Твоею, Господи,

явися нам богатыми Твоими щедротами:

благорастворены и полезны воздухи нам даруй,

дожди мирны земли ко плодоносию даруй:

благослови венец лета благости Твоея:

утоли раздоры церквей,

угаси шатания языческая,

еретическая востания скоро разори

силою Святаго Твоего Духа:

всех нас приими в Царство Твое,

сыны света и сыны дне показавый,

Твой мир и Твою любовь даруй нам,

Господи Боже наш, вся бо воздал еси нам.

И даждь нам единеми усты

и единем сердцем славити и воспевати

пречестное и великолепое Имя Твое,

Отца и Сына и Святаго Духа,

и ныне и присно и во веки веков.

Аминь.

И да будут милости великаго Бога

и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами.

И со духом твоим.

(Литургия св. Василия Великого).

Послание Граля Абдрушина

1.КНИГA◄ ►2.КНИГA

Очерёдность докладов

Русский перевод оригинального немецкого издания 1931 года

Автор рекомендует – для того, чтобы правильно оценить всё произведение,
читать доклады в их последовательности, один за другим, а не выборочно.

Знание Послания Граля не может быть постигнуто просто беглым прочтением.

  1. Что ищете вы?
  2. Пробудитесь!
  3. Молчание
  4. Восхождение
  5. Ответственность
  6. Судьба
  7. Сотворение человека
  8. Человек в Творении
  9. Первородный грех
  10. Сын Божий и Сын Человеческий
  11. Бог
  12. Внутренний голос
  13. Религия любви
  14. Спаситель
  15. Таинство рождения
  16. Полезен ли оккультный тренинг?
  17. Спиритизм
  18. Привязанные к Земле
  19. Половое воздержание – совет или необходимость?
  20. Страшный Суд
  21. Борьба
  22. Мыслеформы
  23. Нравственность
  24. Бди и молись!
  25. Брак
  26. Права детей по отношению к родителям
  27. Молитва
  28. Отче Наш
  29. Богопочитание
  30. Человек и его свободная воля
  31. Современная духовная наука
  32. Ложные пути
  33. Идеальные люди
  34. Переложите на Него всякую вину
  35. Преступность гипноза
  36. Астрология
  37. Символическое в Судьбе человека
  38. Вера
  39. Земные блага
  40. Смерть
  41. Усопший
  42. Чудеса
  43. Крещение
  44. Святой Граль
  45. Тайна Люцифера
  46. Сферы Мрака и Проклятие
  47. Сферы Света и Рай
  48. Мировые События
  49. Разница происхождения между человеком и животным
  50. Разрыв между человечеством и наукой
  51. Дух
  52. Развитие Творения
  53. Я – Господь, твой Бог!
  54. Непорочное зачатие и рождение Сына Божьего
  55. Крестная смерть Сына Божьего и Тайная Вечеря
  56. „Сойди с креста“
  57. Сие есть Моё Тело! Сие есть Моя Кровь!
  58. Воскресение земного тела Христа
  59. Человеческое разумение и Божья Воля в Законе Взаимодействия
  60. Сын Человеческий
  61. Заблуждения
  62. Сексуальная сила и её роль в Духовном Восхождении
  63. „Я – Воскресение и Жизнь, никто не приходит к Отцу иначе, нежели через меня!“
  64. Что отделяет сегодня столь многих людей от Света?
  65. Вопль о Наставнике
  66. Грубая Вещественность, тонкая Вещественность, эманации, пространство и время
  67. Заблуждающиеся ясновидцы
  68. Ясновидение по роду своему
  69. В царстве демонов и призраков
  70. Оккультный тренинг, мясная пища или растительная пища
  71. Лечебный магнетизм
  72. Живите настоящим!
  73. Великая Комета
  74. Что должен делать человек, дабы войти в Царство Божье?
  75. Ты видишь соломинку в глазу брата твоего, а в своём бревна не замечаешь
  76. Борьба в Природе
  77. Излияние Святого Духа
  78. Пол
  79. Может ли возраст препятствовать Духовному Восхождению?
  80. Это было давно..!
  81. Отче, прости им, ибо они не ведают, что они творят!
  82. Боги – Олимп – Валгалла
  83. Призванный
  84. Человек как создание
  85. И тысяча лет как один день!
  86. Ощущение
  87. Вселенский Учитель
  88. Пришелец
  89. Последнее слово
  90. Антихрист
  91. И это исполнилось..!
  • Заключительное слово
  • Приложение: Десять Заповедей Божьих
  1. Я – Господь, твой Бог! Ты не должен иметь других богов, кроме Меня!
  2. Ты не должен злоупотреблять Именем Господа, Твоего Бога!
  3. Ты должен святить праздничный день!
  4. Ты должен чтить отца и мать!
  5. Ты не должен убивать!
  6. Ты не должен нарушать супружескую верность!
  7. Ты не должен воровать!
  8. Ты не должен свидетельствовать ложно на ближнего твоего!
  9. Не позволяй себе желать жены ближнего твоего!
  10. Ты не должен желать дома ближнего твоего, ни двора, ни скота, ни всего, что принадлежит ему!

Жизнь

По одной из версий, это древний бог Тритон, повелевавший морскими глубинами. Однако искусствоведы считают, что на самом деле на диске проступает мрачный лик Нептуна, олицетворяющего собой одну из стихий мира – воду. В других источниках упоминаются боги Меркурий и Тиберин. Некоторые специалисты утверждают, что изображение, вырезанное на мраморной маске, – это собирательный образ фавна или оракула.

Установить, кого именно изобразили древние римляне, сейчас невозможно. А вот жители средневекового Рима считали, что на плите изображен Эрколь Победитель – мифический персонаж, который не терпел ложь и отрубал руки всем, кто кривит душой.

§ V

Я привел текст этой молитвы целиком, потому что она яснее и лучше всего раскрывает смысл того «приготовления к причастию», которое с нее и начинается в строе евхаристического священнодействия. Как я сказал уже выше, молитва эта собирает и соединяет воедино все космическое, экклезиологическое и эсхатологическое содержание Евхаристии, и тем самым являет, дарует нам саму сущность причастия, сущность Тела Христова и новой во Христе жизни. Но не случайно, не из любви к повторениям, мы не сразу призываемся приступить к Чаше, а предваряем причащение этой изумительной молитвой, словно замедляя ритм евхаристии. Ибо не в том причина этого замедления, чтобы мы лишний раз покаялись и приготовили себя к вкушению святыни, а в том, чтобы во всей полноте исполнила себя Церковь как Таинство Царства, как реальности нового времени и новой жизни.

Я назвал молитву ходатайства космической:

Посети нас благостию Твоею, Господи,

явися нам богатыми Твоими щедротами,

благорастворены и полезны воздухи нам даруй,

дожди мирны земли к плодоносию даруй,

благослови венец лета Твоего…

Я назвал ее экклезиологической:

утоли раздоры церквей,

угаси шатания языческая,

еретическия востания скоро разори

силою Святаго Твоего Духа.

И, наконец, я назвал ее эсхатологической:

всех нас приими в Царство Твое,

сыны света и сыны дне показавый,

Твой мир и Твою любовь даруй нам,

Господи Боже наш, вся бо воздал еси нам.

Итак – мир, Церковь, Царство. Все творение Божие, все спасение, все исполнение. Небо на земле. Единые уста и единое сердце, единое прославление и воспевание пречестного имени – Отца, Сына и Святого Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Вот сущность этой великой, завершительной молитвы, вот последняя мольба Евхаристии, соединяющая вокруг Агнца Божьего, во Христе – весь духовный мир, начиная с Богоматери и святых и кончая всем – сам всем вся буди.

Вот что, каждый раз совершая Евхаристию, мы призываемся узреть, осознать, воспринять, во что должны погрузить все наше сознание, всю любовь, все желание, прежде чем подойти «к бессмертному Царю и Богу нашему…».

Краткое описание

Если рассматривать самые популярные среди туристов достопримечательности Рима, то из них просто-таки необходимо выделить Уста истины, которые можно без особого труда найти на площади, носящей название Piazza della Bocca della Verita, что в переводе на русский язык означает «Площадь Уст истины».

Это, несомненно, одно из самых мистических мест столицы Италии. Дело все в том, что и в настоящий момент не каждый гость «вечного города» решится на прохождение теста на самом древнем «детекторе лжи». Да-да, Уста истины считаются самым первым в истории человечества детектором, который каким-то особым и «непонятным» образом проверял, правду ли говорит человек, или же, он попросту лжет. Уста сообщали о том, что перед ними лжец довольно оригинальным и жестоким способом: они откусывали человеку, говорившему неправду, руку.

Уста истины – это мраморная, довольно страшная маска с широко открытым ртом, диаметр которой составляет 1 метр и 75 сантиметров. Ученые до сих пор не могут определить, в какое время и каким скульптором был создан этот лик. К слову, до сих пор неясно, кому именно принадлежит лицо, которое наводило ужас на римлян, живших в средневековые времена. С 17-го века маску поместили в портике «римского» храма, возведенного греками, носящего название церковь Святой Марии ин Космедин. Не лишним будет отметить, что название церкви произошло от названия одного из кварталов великого Константинополя. Правда, согласно исследованиям археологов удалось выяснить, что маска была высечена еще в IV веке до нашей эры.

По мнению большинства историков, Уста истины – это изображение языческого божества, которое в I веке уже нашей эры предприимчивые римляне приспособили под фонтан или канализационный (!) люк. Это вполне мог быть бог, всем хорошо известной реки Тибр или Меркурий. В те далекие времена никаких упоминаний об ужасающих Устах истины не было. Уже после того, как маска стала постоянно исполнять «возложенную на нее миссию», было решено, что Уста истины – есть не что иное, как изображение лика Эрколя Победителя. Именно этот герой из романских мифов прославился своей ненавистью к плутам: он, не колеблясь, откусывал руки у лжецов.

Как уже говорилось выше, в XVII веке лик, который наводил ужас на всех без исключения жителей Рима, из безобидного фонтана или канализационного люка превратился в портике церкви Святой Марии ин Космедин в беспощадного судью. Стоит только представить, что творилось в умах жителей «вечного города», когда они вспоминали об Устах истины. Церковь находилась совсем рядом с городским рынком, поэтому к Устам истины зачастую приводили местных торговцев или воров. Не так уж и редко у жестокого лика с широко раскрытым ртом бывали и женщины, которые подозревались своими мужьями в измене. После того, как «подозреваемый» во лжи говорил свою версию происходящего или уже произошедшего, он засовывал в Уста истины руку. Современному туристу сложно в это поверить, но довольно часто лжец (а может, и нет) начинал истошно кричать, и вытаскивал из пасти окровавленный обрубок руки: кисть человека, сказавшего неправду, «навечно» оставалась в пасти бывшего фонтана или канализационного люка – кому как нравится…

По сохранившимся до наших дней документам, которые, естественно, в Средневековье хранились за «семью печатями», удалось выяснить, что за Устами истины находился палач, он то и рубил топором руку лжецу. Только не совсем понятно, кто именно принимал решение о том, лжет человек или, все же, говорит правду. Детям в те времена их родители рассказывали страшные истории об Устах истины и приучали таким образом говорить только правду. Но страх навечно поселялся в душе, и большинство воришек, лжецов или жен, изменивших своему законному супругу, еще по дороге к злобной маске исповедовались во всех смертных грехах: настолько сильно укрепилась вера у римлян в то, что Уста правды не прощают людей, уклоняющихся от истины.

Евгений Тутлаев

Очень нравится писать о путешествиях и туризме! Открыт и буду рад сотрудничеству с турфирмами, гидами, организаторами путешествий, авиаперевозчиками! Пишите!

Оцените автора