Религия японии

Ислам в Японию принесли башикиры и татары, эмигрировавшие из России

Зачем нужна религия

Япония не знала ислам вплоть до Реставрации Мэйдзи (1868—1889 гг.). В наше время японцев-мусульман в стране практически нет, поэтому главные последователи ислама в стране — проживающие в стране иностранцы.

Мусульманское общество состоит в основном из пакистанцев и татар — эмигрантов из России. В последнее время за счет приезжих рабочих она несколько увеличилась.

Токийская мечеть. Этнические японцы ислам практически не исповедуют. Фото: upload.wikimedia.org

История же появления японского ислама такова. После Октябрьской революции в Японии образовалась татарская и башкирская община. Она стала одним из национальных меньшинств страны.

Основу составили казанские татары и башкиры — противники советской власти, бежавшие в 1919 году из СССР через Маньчжурию. В 1920-х годах общее их  количество составляло более 1200 человек. Члены общины селились в окрестностях Токио и Кобе.

Благодаря стараниям эмигрантов в Японии появилась первый мусульманский храм.

Это Токийская мечеть, и ислам получил признание власти. Токийскую мечеть «Исламия», построенную в 1938 году, преследовали несчастья: в 1985 году она была разрушена после одного из землетрясений, в 1986 году её полностью разобрали.

В 1998 году было начато строительство новой мечети. 30 июня 2000 года мечеть была открыта. О полном равноправии ислама с буддизмом и христианством в 1939 году заявил премьер-министр Киитиро Хиранума.

Начало 1930-х. Лидеры японских националистов и тюркских сообществ страны. Мухаммед-Габдулхай Курмангалиев — второй слева в заднем ряду. Ислам в Японии появился после эмиграции в страну в 1920-х годах из СССР башкир и татар — противников советской власти. Фото: upload.wikimedia.org

Несмотря на это обстоятельство, основателям ислама в Японии пришлось эмигрировать при поддержке Гаяза Исхаки. Произошло это потому, что в Стране восходящего солнца практически невозможно иностранцам получить японское гражданство.

В результате в конце 1930-х годов японские мусульмане стали массово писать прошения о принятии в гражданство Турецкой Республики. Рассмотрение обращений было полностью завершено в 1953 году.

185 тысяч
столько мусульман насчитывалось в Японии на 2010 год

Они получили свидетельства о рождении и паспорта граждан Турецкой республики в посольстве Турции в Токио. В наше время, по состоянию на 2010 год общая численность японских мусульман оценивалась в 185 тыс. человек. Это, в основном, пакистанцы и индонезийцы, прибывшие в страну для работы.

Большинство японцев считают себя одновременно синтоистами и буддистами

Какая вера у японцев достаточно сложно понять из-за того, что в стране одинаково распространены такие основные религии как буддизм и синтоизм. В результате Большинство верующих в Японии причисляет себя к обеим религиям сразу, что свидетельствует о религиозном синкретизме.

Таким образом, на вопрос: какую религию исповедуют японцы, можно смело ответить, что это синтоизм и буддизм. При этом в 1886 году, во время реставрации Мэйдзи синтоизм был объявлен единственной и обязательной государственной религией японского государства.

1886
в этом году синтоизм объявили государственной религией Японии

После Второй мировой войны с принятием новой японской конституции в 1947 году синтоизм потерял этот статус. Таким образом, на сегодняшний день у Страны восходящего солнца на сегодняшний день нет официальной религии.

Японский императорский дворец или Кокё. Япония синтоиско-буддийская страна, об этом говорит даже её архитектура. Фото: 100mt.ru

Несмотря на это буддизм и синтоизм до сих пор главные религии Японии. По некоторым оценкам буддисты и синтоисты составляют до 84—96 % населения страны. Это говорит о синкретизме обеих религий. При этом некоторые социологи эти цифры оспаривают.

Связанно это с тем, что в Японии количество верующих связывается с прихожанами того или иного храма, а не с тем, причисляет себя каждый конкретный человек к числу последователей той или иной энергии или же нет.

84—96%

примерно столько японцев — синтоисты и буддисты

Основные религии Японии, а также китайские даосизм и конфуцианство оказали сильное влияние на японские верования и традиции. Именно поэтому какая вера у японского народа главная достаточно сложно понять непосвященному, особенно европейцу.

Еще одним следствием такого смешения является склонность японской религии к синкретизму, что выливается в смешение различных религиозных практик.

Так, например, взрослые и дети в Японии отмечают ритуалы синто, школьники молятся перед экзаменами, молодые пары устраивают свадебные церемонии в христианской церкви, а похороны — в буддистском храме.

Свадебная церемония по синтоистскому обряду. Многие японцы сочетают в обряды разных религий. Так свадьбы часто проходят по синтоискому обряду, а похороны — по буддийскому. Фото: nippon.com

Стоит при этом отметить, что количество прихожан христианских церквей в стране невелико — всего 2,04 % населения. Таким образом, христиане представляют в Японии религиозное меньшинство.

Среди объединений христианских церквей, действующих в общеяпонском масштабе, самое крупное — Католический центральный совет, далее, по числу последователей идут Свидетели Иеговы, пятидесятники и прихожане Объединённой церкви Христа в Японии.

Кроме того, с середины XIX века в Японии также появились различные религиозные секты, такие как Тэнрикё и Аум Синрикё (запрещена в Российской Федерации).

Синто

Быть синтоистом для жителя традиционной Японии и быть японцем — вещи одного порядка. Справедливо и обратное утверждение: нельзя быть синтоистом, не будучи японцем. Слово синто записывается двумя иероглифами, где син значит «божества», а то — «путь». В отличие от буддизма или христианства, которые именуются по-японски «учением»  Буккё дословно — «учение Будды», кирисутокё дословно — «учение Христа»., у синто нет основателя. К настоящему времени за синтоизмом прочно закрепилось звание исконной японской религии, в основе которой лежит почитание многочисленных божеств ками. Термин «синто» впервые встречается в хронике «Нихон сёки» (720 год), где в записи за 586 год сообщается: «Император верил в учение Будды и почитал путь богов». Однако представления о божествах-ками, обитающих в реках, горах, деревьях, камнях и даже отдельных вещах, появляются значительно раньше. Ко времени составления «Нихон сёки» уже можно говорить о наличии пантеона божеств и тесной связи между синто и государством. Так, чем древнее было божество, от которого вел начало тот или иной аристократический род, тем на более высокую ступень в иерархии он мог претендовать.

В синтоизме не существует понятия греха, однако считается, что совершение определенных действий может привести к ритуальному загрязнению, именуемому кэгарэ. Для очищения от скверны, охараэ, проводятся ритуалы и совершаются подношения божествам. Для синто нехарактерно разделение божеств на добрых и злых, благих и вредоносных — все они могут принести верующему пользу при отправлении правильных обрядов. Нарушение правил общения с ками способно разгневать божество и привести к татарэ — мести с его стороны. Но и на эти случаи предусмотрены ритуальные действа по его умиротворению. Почитание ками осуществляется синтоистскими священниками в святилищах, именуемых ясиро или дзиндзя. По всей стране действует более 80 тысяч святилищ. Синтоистские религиозные церемонии и связанные с ними празднества называются мацури. Мацури стали неотъемлемой частью повседневной жизни японцев и в значительной степени утратили сакральный смысл.

Продажа утвари для буддийского алтаря. Фотография Т. Энами. Иокогама, 1898–1905 годы

Конфуцианство по-японски

Конфуцианство – это религиозно-философская система, которая основана на учении философа Конфуция. Согласно этому учению от рождения в человеке заложен гуманизм, а также ждут своего развития милосердие, доброта, сдержанность, альтруизм, скромность, человеколюбие и сострадание. Отдельное место в этом религиозном направлении занимает долг. По мнению Конфуция, долг является высшим законом среди моральных обязательств, которые человек принимает на себя совершенно добровольно.

Еще конфуцианство пронизано четким представлением о верности. Человек обязан быть верен своему повелителю, должен уважать и чтить родителей, для него важные авторитеты – это величина абсолютная.

Комплекс морально-эстетических знаний, из которых и состоит конфуцианство, делает это течение более светским, чем религиозным. В Японии данная религия прижилась благодаря тем догматам, которые связаны с почитанием предков, почтением, а также верностью власти. В этом конфуцианство тесно перекликается с синтоизмом.

Конфуцианство, привнесенное в Японию из Китая, получило одобрение правительства еще и потому, что в нем предусмотрено воздействие на общество в целом, а не на психологию отдельного индивида в частности, как в буддизме.

Конфуцианское течение сыграло не только идеологическую роль. Немало оно значило и для образования. Так обучение грамоте проводилось с использованием трактатов Конфуция. С 1603 года по 1868 год неоконфуцианство все-таки стало основной религией Японии.

Считается, что прочную базу в Японии конфуцианство получило в 6 веке. Исходя из исторических документов, можно утверждать, что в 609 году была создана так называемая японская миссия. В составе знатной группы для обучения в Китай был отправлен потомок императора Одзин Минабутино Саен. Благодаря этому мировоззрение было поддержано японскими правителями в период становления государства.

Последователи философского течения стали первыми летописцами японской истории. Активно участвовали в строительствах храмов, складов, вели учет и просветительскую деятельность.

С 7 века владение конфуцианскими догмами считалось отличительным знаком аристократической прослойки. Во времена правления Тэндзи открылось первое училище, которым управляли ученые-конфуцианцы. Далее училище было модифицировано  в Императорскую школу.

Храм Конфуция

Именно благодаря конфуцианству образование «пошло» в массы. И перестало быть прерогативой знати. Некоторые японские феодалы противились принятию этого философского направления. Все дело было в том, что оно мешало им бороться за власть, а также порицало клановые междоусобицы.

Япония – удивительная и очень многогранная страна. Переживая распри и войны, японский народ умудрился сохранить, и усилить свои традиции. В Японии гармонично соединились все три главные религии: буддизм, синтоизм и конфуцианство. Каждая из них заняла свою нишу, а также нашла ту область, где могла быть применена в реальной жизни. Духовная культура японцев остается богатой и сегодня. И подтверждением этому служат те правила поведения в обществе, которые можно встретить в современной Японии.

Изначальная религия в Японии

Как человек просвещенный, Вы должны знать, что изначальной религией в Стране восходящего Солнца было Синто (синтоизм). Оно представляет собой язычество и воплотилось в различного рода мифы. Так например, есть миф о сотворении японских островов: об Идзанаги и Идзанами, Аматэрасу (богини Солнца) и пр. Это язычество уходит в глубь веков и неразрывно связано с японской культурой.

Каждый японец после смерти становится не безликой греховной или праведной душой, как в христианстве, а божеством! Вот везуха! Поэтому ками-богов в японском пантеоне многие тысячи. Есть ками рек, холмов, равнин и пр. 

Богослужение в Синто ведется в специальных храмах. В целом — это очень разветвленная форма язычества, которая до сих пор существует в Японии. Многие исследователи считают, что Синто — не религия в строгом смысле слова. Ведь любая религия должна иметь: кредо (тайное учение), культ божества и священную книгу. В японском язычестве никакой книги нет, да и религиозное учение представляет собой набор мифов.

Кстати, знаменитое слово «камикадзе» восходит именно к Синто. Дело в том, что как-то монгольский хан решил завоевать Японию в последней четверти 13 века. Он снарядил большой флот. А Страна восходящего Солнца была в это время раздроблена: самурайские области воевали между собой и не могли объединиться против общего врага.

В результате отпор монголам собирались дать только западные княжества Сацума и Тёсю. Дайме этих княжеств заказали службу в синтоистком храме, чтобы завоеватели не дошли до берегов Японии. В результате сразу после моления, разразилась страшная ветряная буря, которая попросту разметала флот монголов. Эту бурю и прозвали Камикадзе — божественный ветер (ками — божество, казе — ветер). 

2 вариант

1. В каком году США вынудили правительство Японии «открыть» страну?

1) 1754 г.
2) 1854 г.
3) 1868 г.
4) 1872 г.

2. По условиям договоренностей между Японией и Россией

1) Курилы признавались территорией Японии
2) Сахалин принадлежал России
3) Сахалин принадлежал Японии
4) Курильские острова признавались территорией России

3. Насильственное «открытие» Японии привело к

1) росту военных расходов
2) сокращению сельскохозяйственных площадей
3) развитию домашней текстильной промышленности
4) сокращению импорта товаров

4. «Революция Мейдзи» произошла в

1) 1848 г.
2) 1849 г.
3) 1854 г.
4) 1868 г.

5. Какое положение из перечисленных не относится к адми­нистративным реформам Мейдзи?

1) уничтожение власти князей
2) разделение страны на губернии и префектуры
3) во главе префектур — государственные чиновники
4) создание двухпалатного парламента

6. К реформам Мейдзи не относится

1) земельная реформа
2) военная реформа
3) административная реформа
4) сохранение сословий

7. В соответствии с Конституцией Японии 1889 г.

1) вводился законосовещательный парламент
2) вводился однопалатный парламент
3) император обладал почти неограниченными правами
4) вводились всеобщие равные избирательные права

8. Запишите пропущенный термин.

Военно-феодальная система правления в Японии, при кото­рой император выполнял сугубо церемониальные функции, а реальная власть принадлежала военному правителю, это __________.

Ответы на тест по истории Япония на пути модернизации1 вариант
1-2
2-3
3-1
4-4
5-4
6-1
7-4
8. Просвещенный абсолютизм2 вариант
1-2
2-4
3-1
4-4
5-4
6-4
7-3
8. сегунат

Магия и религия Японии: две стороны одной медали

Многие религиозные ритуалы японцев носят не только сакральный, но магический смысл. Само существование магии в Японии (или веры в нее) подтверждается наличием на этой земле колдунов Оммедзи. Эти мастера умеют поддерживать равновесие вселенной, когда в ходе магических ритуалов влияют на ход событий земной жизни. Также таким людям приписываются способности предсказывать будущее. Согласно легендам они умеют творить магию наравне с ками и другими сверхъестественными существами.

Оммедзи совершают магические действия, используя пять элементов: металл, огонь, дерево, землю и воду. Многие из них берут плату за свои услуги. Конкуренцию им могут составить лишь жрецы «синто» и буддистские монахи. И то только в том случае, когда требуется изгнать нечисть из человека или жилища.

Есть свидетельства, что во все времена были такие люди, которых считали живым воплощением ками. Некоторые из них были особо приближены к императорской семье.

Люди, идущие путем Оммедзи, изучают буддизм, синтоизм и другие направления для практических действий, а не для философских измышлений. Помимо колдунов в японской мифологии много иных представителей магического мира, которые влияют на повседневную жизнь в разных областях.

Считается, что японские колдуны не имеют четкого деления на черных и белых. Но есть среди них и такие, которые выбирают путь света или тьмы, и придерживаются его до конца.

Ходят слухи, что монахи и жрецы разных конфессий также умеют делать множество необычных вещей. Но не развивают эти способности специально, а получают их, как побочный эффект от духовного развития.

Буддизм

Проникнув в Японию в середине VI в., учение Будды оказалось оружием в острой политической борьбе знатных родов за власть. Уже к концу VI в. эта борьба была выиграна теми, кто сделал ставку на буддизм. Буддизм распространился в Японии в форме Махаяны и немало сделал для становления и упрочения там развитой культуры и государственности. Принеся с собой не только индийскую философскую мысль и буддийскую метафизику, но также и традиции китайской цивилизации (буддизм пришел в основном через Китай), учение Будды способствовало оформлению в Японии административно-бюрократической иерархии и некоторых принципиальных основ системы этики и права. Заслуживает внимания, что в этой сфере не было сделано акцента, как то было в Китае, на безусловный Авторитет мудрости древних и на ничтожность отдельной личности перед мнением и традицией коллектива в Целом. Напротив, уже в «Законе 17 статей», опубликованном в 604 г., содержалась статья десятая, из которой явствовало, что у каждого человека могут быть свои мнения и убеждения, представления о правильном и мудром, хотя при этом все-таки следует действовать, сообразуясь с волей большинства. В этой статье как бы в зародыше видны важные отличия, предопределившие — вместе с рядом других факторов — иную внутреннюю структуру и иные политические судьбы Японии по сравнению с Китаем, чьей цивилизации она столь многим обязана.


Иными словами, в рамках древнеяпонской цивилизации буддийские нормы, даже подвергшиеся китаизации и конфуцианизации, оказались более крепкими, и именно они сыграли существенную роль в сложении основ японской культуры. Уже с VIII в. влияние буддизма стало определяющим и в политической жизни страны, чему способствовал институт инке, согласно которому император еще при жизни обязан был отречься в пользу наследника и, став монахом, управлять страной в качестве регента.

Быстро росло количество буддийских храмов: в 623 г. их стало, по данным хроники Нихонги, 46. В конце VII в. был издан специальный указ об установлении алтарей и изображений будд во всех официальных учреждениях. В середине VIII в. было принято решение о строительстве гигантского храма Тодайдзи в столице Нара, причем центральное место в храме заняла 16-метровая фигура будды Вайрочана, золото для покрытия которой собирали по всей Японии. Буддийские храмы стали исчисляться тысячами. В Японии нашли свою вторую родину многие школы-секты буддизма, в том числе и не уцелевшие либо пришедшие в упадок на материке.

Синтоизм — традиционная религия в Японии

Синтоизм, синто (в переводе с японского «путь богов») — традиционная религия в Японии. Она основана на анимистических верованиях древних японцев, объектами поклонения являются многочисленные божества и духи умерших.

Испытала в своём развитии значительное влияние буддизма, поэтому она до сих пор, наряду с последним, остается основной религией Страны восходящего солнца.

По данным социологических опросов, на 2008 год в Японии насчитывалось 105 824 798 синтоистов, при этом японец может быть одновременно приверженцем  обеих религий. Это затрудняет ведение статистического учета.

Тории синтоисткого святилища Ицукусима. Синтоизм долгое время был государственной религией Японии. Фото: upload.wikimedia.org

Как система верований и обрядов синтоизм не уступает по древности христианству. Ранние формы синтоизма представляли собой обожествление природы, что характерно для примитивного этапа развития всех культур. На синтоизм сильное влияние буддизм и конфуцианство.

Конфуцианство проникло в Японию в VI веке из Китая. По его влиянием в стране возник и развился культ предков. Буддизм появился в Японии в середине 6 в. н.э. Из него синтоизм почерпнул философию, пышные обряды, концепцию повседневных этических обязанностей.

В Синтоистском пантеоне особенно почитается богиня Солнца Аматэрасу Омиками.

В синтоизме присутствует обширный пантеон, при этом синтоистические божества могут воплощаться в людях и природе. Больше всех в синтоизме почитаются: Небесный отец и Земная мать, а также Аматэрасу Омиками, богиня Солнца, или «Великое небесное сияющее божество».

Согласно синтоизму, династия японских императоров происходит от богини Аматэрасу, именно поэтому наследственная власть императора не зависит от воли народа. Императору живому воплощению богов предков подобало оказывать абсолютное повиновение.

Такова была сущность синтоизма как государственной религии современной Японии.

Аматэрасу Омиками, японская богиня Солнца. Аматэрасу считается самым почитаемым божеством в синтоизме. Фото: upload.wikimedia.org

Синтоизм в качестве государственной религии был отменен во время Второй мировой войны директивой верховного главнокомандующего сил союзников от 15 декабря 1945.

1 января 1946 был издан императорский эдикт, в котором император отрекался от своего божественного происхождения и заявлял, что отношения между троном и народом покоятся исключительно на взаимном доверии и любви.

Несмотря на это синтоизм и сейчас остается главной японской религией, а количество синтоиских храмов в стране просто огромно.

Примечания

  1. Scheid, Bernhard [http://www.univie.ac.at/rel_jap/an/Hauptseite Religion in Japan] (нем.). Hauptseite. University of Vienna. [http://www.webcitation.org/66wgMMrrd Архивировано из первоисточника 15 апреля 2012].
  2. [https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/ja.html World Factbook; Japan]. CIA (23 декабря 2009). Проверено 20 января 2010.
  3. Bureau of Democracy, Human Rights, and Labor. [http://www.state.gov/g/drl/rls/irf/2006/71342.htm International Religious Freedom Report 2006]. U.S. Department of State (15 сентября 2006). Проверено 4 декабря 2007. [http://www.webcitation.org/616qsUY8f Архивировано из первоисточника 21 августа 2011].
  4. Kisala Robert. The Logic Of Nothingness: A Study of Nishida Kitarō / Robert Wargo. — University of Hawaii Press, 2005. — P. 3–4. — ISBN 0824822846.
  5. [http://www.bunka.go.jp/english/pdf/chapter_10.pdf Religious Juridical Persons and Administration of Religious Affairs, Agency for Cultural Affairs Retrieved August 25, 2008]
  6. [http://features.pewforum.org/global-christianity/total-population-percentage.php Christian Population as Percentages of Total Population by Country] (англ.). Pew Research Center (January 2011). Проверено 15 марта 2014.
  7. Ian Reader. Japan // Religions of the World, Second Edition A Comprehensive Encyclopedia of Beliefs and Practices / J. Gordon Melton and Martin Baumann. — 2-е. — Santa Barbara, California: ABC CLIO, 2010. — P. 1568. — 3200 p. — ISBN 978-1-59884-203-6.
  8. Jason Mandryk. Japan // [http://books.google.md/books?id=U7GHtQAACAAJ&dq=isbn:0830857249&hl=en&sa=X&ei=DUcjU4XZMa_P4QTpzYB4&redir_esc=y Operation World: The Definitive Prayer Guide to Every Nation]. — 7-е изд. — InterVarsity Press, 2010. — 978 p.
  9. [http://www.oikoumene.org/en/member-churches/united-church-of-christ-in-japan United Church of Christ in Japan] (англ.). World Council of Churches. Проверено 28 мая 2014.
  10. [http://www.mormonnewsroom.org/facts-and-statistics/country/japan/ Japan] (англ.). An Official WEBSITE of The Church of JESUS CHRIST of LATTER-DAY SAINTS. Проверено 28 мая 2014.
  11. [http://www.tataram.ru/article/186/5/ Ислам в Японию принесли татары]
  12. Корпорация Релнет (по данными статистических отчётов Министерства культуры Японии). [http://www.relnet.co.jp/relnet/brief/r3-1.htm Религиозная статистика на 31 декабря 2000]. Проверено 23 июля 2010. [http://www.webcitation.org/66wgNGbsb Архивировано из первоисточника 15 апреля 2012].
  13. Министерство образования, культуры, спорта, науки и технологий. [http://www.mext.go.jp/b_menu/toukei/chousa07/shuukyou/1262852.htm Религиозная статистика] (яп.). Проверено 13 января 2011. [http://www.webcitation.org/66wgNl9NC Архивировано из первоисточника 15 апреля 2012].
Евгений Тутлаев

Очень нравится писать о путешествиях и туризме! Открыт и буду рад сотрудничеству с турфирмами, гидами, организаторами путешествий, авиаперевозчиками! Пишите!

Оцените автора