История византийской живописи

Историческая ретроспектива

Искусство выкладывать узоры и целые сюжетные картины из разноцветных кусочков (камней, керамических плиток, цветного стекла и т.д.) зародилось в глубокой древности. Оно развивалось в разных странах и везде имело свои особенные черты.

Известны римские мозаичные картины, которые покрывали полы и стены дворцов, терм или общественных зданий. Выполнялись панно из камешков и смальты.

Смальта – особое стекло, которому придавали разные цвета при помощи добавок: золота, ртути, меди и т.д. Металлы добавляли в различных сочетаниях и пропорциях и получали разные оттенки смальты.

Но византийское искусство поднялось на ступеньку выше, чем римское. Мастера сумели детально проработать технологию получения необходимых исходных материалов для создания великолепных мозаичных картин.

Для начала отдельные элементы стали намного мельче и изящнее, что позволило создавать более утонченные работы. Затем и основу мозаики – смальту – подвергли усовершенствованиям.

Именно древние умельцы научились смешивать обычное стекло с различными добавками, в результате получили несколько сотен цветов и оттенков. Искусные художники стали создавать из этих цветных кусочков великолепные по богатству мозаичные полотна.

Качество старинной работы было настолько высоко, что мозаика не потускнела от времени. И любоваться древними шедеврами могут и современные ценители художественных работ.

Что такое византийская мозаика — видео

Эти пано отличало не только искусное составление и подбор цветов, но и небывалый размах и монументальность. Это поистине огромные полотна, которые производили неизгладимое впечатление на зрителей.

Вам может быть интересно:

1.
История Византийской Империи. Том 4 – Период 5. Расчленение империи – профессор Федор Иванович Успенский

2.
История Византийской Империи. Том 5 – Глава 1. Разорение Константинополя – профессор Федор Иванович Успенский

3.
Очерки по истории Византии. Выпуск 1 – Владимир Николаевич Бенешевич

4.
История Византийской Империи. Том 4 – Период 4. Комнины – профессор Федор Иванович Успенский

5.
История Византийской Империи. Том 5 – профессор Федор Иванович Успенский

6.
История Византии. Том I: 395–518 годы – профессор Юлиан Андреевич Кулаковский

7.
Исторические очерки Византийско-восточной церкви от конца XI-го до половины XV-го века – Религиозно-нравственный характер Византийской империи от конца XI до середины XV вв – профессор Алексей Петрович Лебедев

8.
Император Николай I в свете исторической правды – Николай Дмитриевич Тальберг

9.
История попыток к соединению церквей греческой и латинской в первые четыре века по их разделении – профессор Александр Львович Катанский

10.
Возбудители раскола – Николай Дмитриевич Тальберг

Особенности композиции

В отличие от многих античных изображений, христианские создавались с «пропагандистской» целью

Художникам важно было донести до населения определенные идеи. Поэтому точность и искусность художественного изображения стало движущей силой для развития этого искусства.
Добиваясь максимальной выразительности, мастера разрабатывали и совершенствовали методы получения новых оттенков и техники укладки. 
Поздние образцы демонстрируют уже более правильное и пропорциональное изображение человеческого тела

Фигуры иногда изображаются в движении или в повороте.
Композиция изображений всегда соответствовала строгим христианским канонам. Соборы всегда украшали по определенной системе, символизирующей единство Неба, Рая и земного мира.
Каждое изображение было строго на своем, определенном канонами месте.

Декоративно-прикладное искусство

Были развиты резное дело, обработка металлов, из которых исполнялись выбивные или литые рельефные произведения.Существовал и ещё один вид работ (agemina): на медной поверхности дверей или других плоскостей делался лишь слегка углублённый контур, который выкладывался другим металлом, серебром или золотом. Так выполнены двери римской базилики Сан-Паоло-фуори-ле-Мура, погибшие во время пожара в 1823 г., двери в соборах Амальфи и Салерно близ Неаполя.Таким же способом изготовлялись напрестольные образа, доски для стенок престолов, оклады для Евангелий, ковчеги для мощей и т. п.Особенно искусны были византийские мастера в эмальерных изделиях, которые можно разделить на два сорта: простую эмаль и перегородочную эмаль. В первой на поверхности металла делались с помощью резца углубления соответственно рисунку, и в эти углубления насыпался порошок цветного стекловидного вещества, которое потом сплавлялось на огне и приставало прочно к металлу; во второй рисунок на металле обозначался приклеенной к нему проволокой, и пространства между получившихся перегородок заполнялись стекловидным веществом, получавшим потом гладкую поверхность и прикреплявшимся к металлу вместе с проволокой посредством плавления.Образцом византийского эмальерного дела является знаменитая Pala d’oro (золотой алтарь). Это род маленького иконостаса с миниатюрами в технике перегородчатой эмали, украшающий собой главный алтарь в венецианском соборе св. Марка.

Пала д’ОроИконостас содержит множество миниатюр.

Миниатюра с изображением Христа

Изготавливали в Византии и ювелирные украшения.

Обручальное кольцо, чернёное золото (Византия)

  • Вперёд >

Опубликованные статьи

Поездки. Равенна и византийские мозаики

Июль 20th, 2012

Солнцем подкопченная и морем просоленная после Пунты Марины, я отправилась в Равенну в надежде провести остаток дня в неспешной прогулке по историческому центру и посещении музея мозаики. Но, как говорится, «если хочешь рассмешить Бога – расскажи ему о своих планах». Начало мероприятия было вполне успешным. Я вразвалочку дошла до центральной площади (Piazza del Popolo), любуясь на средневековую архитектуру, а затем углубилась в переулки.

…Которые и вывели меня на площадь Arcivescovado. Справа высился баптистерий Православных (или баптистерий Неониано), прямо маячил вход в музей с капеллой Сант Андреа. Оба в 1996 году были включены в состав Всемирного Наследия ЮНЕСКО и сейчас были открыты к посещению вместе с мавзолеем Галлы Плацидии, базиликой Сан Витале и базиликой Сант Аполлинаре Нуово (тоже Всемирным Наследием, замечу) за символические 9,50 евро. Времени до закрытия оставалось чуть более двух часов, оставаться в Равенне ещё на один день не планировалось, но соблазн был слишком велик. Посещение музея мозаики было в итоге отложено на некий следующий раз, а неспешная прогулка превратилась в весьма спешное плутание по городу по выданной мне «карте сокровищ».

Баптистерий Православных  — самый древний монумент Равенны, построенный в конце IV века. Известный психоаналитик Юнг, посетивший баптистерий в 1930 году, был настолько зачарован византийской мозаикой, что даже увидел среди её сцен несуществующее изображение Христа, который протягивает руку тонущему апостолу Петру.

Наиболее впечатляющие экспонаты архиепископского музея – трон Максимилиана, сложенный из пластин с изображением сцен ветхого и нового завета, и капелла Сант Андреа. Пластины трона невероятно умело выполнены из слоновой кости, но меня лично удивили больше отсутствием напыщенности и определенного благоговения, свойственного изображениям библейских сцен. Наоборот, лица и жесты святых выражали совершенно мирские эмоции и казались взятыми из окружающей мастера жизни.

В капелле Сант Андреа, или Архиепископской капелле, обратите внимание на свод вестибюля – на фоне золотого неба, среди лилий и роз изображены 99 видов птиц. В музее фотографии были запрещены, поэтому придётся поверить мне на слово – одно это зрелище стоит того, чтобы заплатить за входной билет

Про базилику Сан Витале в Равенне трудно даже писать. Это то зрелище, которое непременно нужно увидеть самому. По отзывам многих, наиболее интересные мозаики представлены в мавзолее Галлы Плацидии. Я же совершенно однозначно влюбилась в византийское искусство здесь, в Сан Витале. Сама базилика тяжелыми колоннами и приглушенным светом контрастирует с мозаичными украшениями, наполненными жизнью и какой-то безусловной радостью. В общем, не буду даже тратить слова, судите сами по фото:

Расположенный рядом внешне скромный мавзолей Галлы Плацидии, по мнению историков праха римской принцессы не содержащий, известен в первую очередь звёздным мозаичным небом купола с золотым крестом, ставшим символом Равенны. Особую прелесть изображениям придаёт мягкий золотистый свет, проникающий в помещение сквозь алебастровые пластины на окнах.

Базилика Сант Аполлинаре Нуово примечательна процессией дев и мучеников – одним из наиболее свойственных византийскому стилю изображений.

Имея в запасе немного времени, решила заглянуть также и в базилику Сант Аполлинаре ин Классе, находящуюся сразу же на выезде из Равенны. Мозаика в конхе апсиды здесь выполнена в насыщенно зелёных цветах райского сада и изображает сцену Преображения Господня.

Неисследованными оставались ещё два объекта Всемирного Наследия: баптистерий ариан и мавзолей Теодориха. Кроме того, хотелось всё-таки добраться до музея мозаики и Гробницы Данте Алигьери… В общем, уезжать пришлось с очередным обещанием вернуться…

Об этом же путешествии:

Византийские мозаики из смальты. Эпоха династии Комнинов

Церковь Успения Богоматери, Дафни, XII век
Мозаики Дафни создают ощущение праздничности, незамутненного спокойствия и вселенской гармонии. Из живописи полностью исчезают
какие бы то ни было мрачные тона, а евангельские образы исполняются поэтической красоты. Даже в сценах страстей нет и намека
на страсти и пафос страдания и жертвы.

Собор в Чефалу, XII век
Мозаичные композиции собора сочетают византийское совершенство художественного исполнения и глубину духовного смысла с
необыкновенной, чуть варварского толка, праздничной роскошью.

   
• Главная  
• История смальты   • Византийские мозаики из смальты  

Общая характеристика византийского изобразительного искусства

I-III вв. – раннехристианский период (период предвизантийской культуры).IV-VII вв. – ранневизантийский период. Его называли «золотым веком» императора Юстиниана I (527-565). VIII-начало IX вв. – иконоборческий период по указанию императора Льва III Исавра (717-741). Он издал Эдикт о запрещении икон.867-1056 гг. – период Македонского Возрождения. Считается классическим периодом византийского искусства. XI в. – высшая точка расцвета византийского искусства.1081-1185 гг. – период консерватизма. Правление императоров династии Комнины.1261-1453 гг. – период Палеологовского Ренессанса. Это время возрождения эллинистических традиций.

Византия и крестоносцы.

Эпоха Комнинов (1081–1185) и Ангелов (1185–1204)

Глава 1. Византия и крестоносцы

1. Комнины и их внешняя политика

2. Алексей I и внешняя политика до первого Крестового похода

Норманская война

3. Борьба империи с турками и печенегами

4. Первый Крестовый поход и Византия

5. Внешняя политика при Иоанне II

Отношение Иоанна к Востоку

6. Внешняя политика Мануила I и второй Крестовый поход

Взаимоотношения с турками

Союз двух империй

Второй Крестовый поход

Внешняя политика Мануила после Крестового похода

7. Внешняя политика Алексее II и Андронике I

8. Внешняя политика времени Ангелов

9. Образование Второго Болгарского царства

10. Третий Крестовый поход и Византия

11. Генрих VI и его восточные планы

12. Четвертый Крестовый поход и Византия

13. Внутреннее состояние империи в эпоху Комнинов и Ангелов

14. Внутреннее управление

Финансовые и социальные обстоятельства

Оборона и торговля

15. Просвещение, наука, литература и искусство

Технология[ | код]

Развитие стеклоделия в Сирии и Византии способствовало совершенствованию искусства мозаики из смальты — окрашенного и глушёного (непрозрачного) стекла при помощи добавления окислов различных металлов. Ближний Восток и восточное побережье Средиземного моря, эллинистический Египет — место возникновения и интенсивного развития технологии стекла. Преобладание синего и тёмно-зелёного цвета на первых этапах развития стеклоделия объясняется примесями окислов железа в песке (основном компоненте стекла) и добавками окислов меди (руды, которую привозили с Синайского полуострова) . Примеси ртути, окислов железа, цинка и меди в разных пропорциях придавали стеклу различные оттенки. Олово давало непрозрачность и, следовательно, усиливало отражающую способность и насыщенность цвета. В полутёмных интерьерах раннехристианских храмов светосила фресок оказывалась недостаточной и росписи постепенно уступали место мозаикам. Ни одна из техник живописи: темперная, акварельная и даже масляная, а тем более фреска, не могут дать такой насыщенности цвета, какое даёт цветное стекло. Для усиления отражающей способности византийцы придумали подкладывать под тессеры (кубики) прозрачного стекла с оборотной стороны золотую фольгу. Так появились знаменитые «золотофонные» византийские мозаики. Кроме того мастера научились укладывать тессеры на цемент слегка меняя наклон, создавая мерцание, переливы цвета. Это оказалось особенно эффективным в мозаичных картинах на криволинейных поверхностях куполов и сводов. Мастера использовали прямой мозаичный набор, при котором элементы укладываются оборотной стороной на основу.

Падение Византии. Эпоха Палеологов (1261 – 1451)

Глава 3. Падение Византии

1. Общее положение империи

2. Внешняя политика Михаила VIII

Византия и Королевство Обеих Сицилий. Карл Анжуйский и Сицилийская Вечерня

Восточная политика Михаила VIII

3. Внешняя политика Византии в царствование Андроников

Испанские (каталонские) дружины на Востоке

Успехи турок в Малой Азии

Византия и возвышение Сербии. Стефан Душан

Продвижение албанцев к югу

Венеция и Генуя

Иоанн V (1341–1391), Иоанн VI Кантакузин (1341–1354) и апогей сербского могущества при Стефане Душане

4. Политика Византии во второй половине XIV века

Турки

Генуя, Черная смерть 1348 г. и венецианско-генуэзская война

5. Мануил II (1391–1425) и турки

Крестовый поход Сигизмунда Венгерского и сражение при Никополе

Экспедиция маршала Бусико

Путешествие Мануила II по Западной Европе

Битва при Ангоре и ее значение для Византии

Положение в Пелопоннесе

Проекты реформ Гемиста Плифона

Осада Константинополя в 1422 г.

6. Иоанн VIII (1425–1448) и турецкая угроза

7. Константин XI (1449–1453) и взятие Константинополя турками

8. Церковные отношения при Палеологах

Лионская уния

Арсениты, “Зилоты” и “Политики”

Исихастское движение

Обращение в католицизм Иоанна V

Флорентийская уния

Вопрос о соборе в Святой Софии

9. Политические и социальные условия в империи

10. Просвещение, литература, наука и искусство в эпоху Палеологов

11. Вопрос об унии

Исихастское движение, мистики

12. Византия и итальянское Возрождение
– Приложения

Приложения от научного редактора

Византийские императоры

Императоры Латинской империи, и правители мелких независимых государств, существовавших на территории Византии после 1204 г.

Византийские мозаики. Константинополь. Дворец Дафна

Грифон

Орёл и змея

Охота на тигра

Пастухи

Дионис. Мозаика из дворца македонских царей в Пелле

Охота на оленя. Мозаика из дворца македонских царей в Пелле

Заключение

В своем реферате я познакомила вас с историей мозаики, раскрыла сущность понятия мозаики, продемонстрировала известные памятники мозаичного искусства.

В заключении выделим основные моменты. Слово «мозаика» произошло от лат. opus misivum, дословно – «произведение, посвящённое музам». История мозаики уходит глубоко в прошлое и насчитывает не одно тысячелетие. Первые мозаики возникли в Древнем Риме, римской мозаикой украшали купальни, полы вилл и спален, роскошные залы в домах знати. Эпоха Византийской империи привнесла в мозаику глоток свежего воздуха, именно в это время распространение мозаики достигло своего пика.

Интересные римские мозаики, относящиеся к I-II вв., хранятся в собрании Государственного Эрмитажа. Наибольшего развития римская мозаическая живопись достигает в первую половину II в. при императоре Адриане.

Примером византийских мозаик могут служить:Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне(V век), Баптистерий Православных в Равенне(V век), Базилика Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне( VI век), «Голуби на чаше» художника Соза и другие.

Переход на стекло открыл перед мозаикой новые возможности и способствовал еще большему ее распространению при отделке общественных зданий и домов богатых горожан. Сейчас отделку мозаикой можно встретить во многих местах.

Список использованных источников

1. Вахрушева Ю. История мозаики: // ДЕКО. – 2008. — №1. – 62с.

2. Искусство Византии/ Д.Т.Райс. –М.: Слово, 2002. – 254с.: цв. ил. –(Большая библиотека «Слова»)

3. Искусство Византии: ранний и средние периоды/ Г.С.Колпакова. – СПб.: Азбука-классика, 2004. – 527с. : цв. ил.- (Новая история искусств)

4. Мельников Ю.С. История мозаики. http://stroy-server.ru/mozaika

5. http://www.smalta.ru/istoriya-smalty/vizantiya/

6. http://www.art-glazkov.ru/article/other/mozaika06.htm

Византийские мозаики из смальты. Ранневизантийский период

Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне, V век
Характерной особенностью мозаик мавзолея Галлы является контраст двух люнетов.
Сцена с Добрым пастырем исполнена в духе античной пасторали с намеренной умилительностью образов.
Сцена с образом св. Лаврентия демонстрирует рождение нового художественного языка. Композиция ясна, отличается простой
симметрией крупных форм. Изображение намеренно выведено на передний план. Начатки обратной перспективы создают иллюзию
«опрокидывающегося» на зрителя пространства.

Баптистерий Православных в Равенне, V век
Мозаичная живопись купола весьма эффектна. Фигуры апостолов показаны
в движении. Крупность их шага подчеркивается широко расставленными ногами и изгибом бедер. Иллюзия пространства
еще присутствует: поверхность, по которой ступают апостолы, выглядит более светлой, чем таинственный и бездонный синий фон
основного изображения. Тяжелые и пышные одежды напоминают великолепие римских патрицианских одеяний. В апостольских хитонах
варьируются только два цвета — белый, олицетворяющий свет, и золото — свет небесный.

Большой императорский дворец в Константинополе. V век
В отличие от культовых сооружений эпохи пол Большого императорского дворца в Константинополе содержит большое число
изображений бытовых сцен с участием людей и животных

Обращает на себя внимание фоновая мозаичная выкладка — сотни тысяч кусочков
однотонной белой мозаики образуют причудливый узор, в котором поражают масштабы работ и аккуратность древних мастеров.

Церковь Сан-Витале в Равенне, VI век
В композициях господствует идеальная уравновешенность. Архитектурные формы, растительные мотивы, человеческие тела,
уподобленные простейшим геометрическим фигурам, словно вычерчены по линейке. Драпировки не имеют ни объема, ни живой мягкости.
Ни в чем нет живого ощущения вещества, хотя бы отдаленного намека на природное дыхание. Пространство окончательно
утрачивает какое-либо сходство с реальностью.

Базилика Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, VI век
В изображении мучеников и мучениц четко прослеживается тенденция, которую можно назвать сакрализацией стиля.
Изображение намеренно стремится отрешиться от каких бы то ни было конкретных жизненных ассоциаций. Исчезает
даже отдаленный намек на воображаемое пространство или среду действия — все свободное пространство занимает
бесконечный золотой фон. Цветы под ногами волхвов и мучениц играют чисто символическую роль и еще больше
подчеркивают ирреальность изображенного.

Базилика Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне, VI век
Стиль мозаик обнаруживает явственные признаки западного вкуса. Формы абстрактны и нарочито упрощены,
в композиции господствует линейный ритм. Широкие и бесплотные пятна силуэтов окрашены ровным цветом, только он, собственно,
и сохраняет выразительность. Внешняя нарядность, цветовая звучность компенсируют анемичность и аморфность стиля.

Архитектура Византии

С первых дней своего существования Византия начала возводить величественные сооружения. К греко-римским элементам искусства и архитектуры примешивались восточные веяния. За весь период существования Византийской империи было создано много замечательных памятников во всех областях Восточной империи. До сих пор в искусстве Армении, России, Италии, Франции, в арабском и в турецком искусстве прослеживаются византийские мотивы.

Особенности византийской архитектуры

Формы византийской архитектуры были заимствованы у античной архитектуры. Но византийское зодчество постепенно их видоизменяло и в течение V в. выработало свой тип сооружений. В основном это были храмовые сооружения.Главной его особенностью являлся купол для покрытия средней части здания (центрально-купольная система). Купол был уже известен в языческом Риме и в Сирии, но там он помещался на круглом основании. Византийцы первые разрешили задачу помещения купола над основанием квадратного и четырёхугольного плана при помощи так называемых парусов.Па́рус – часть свода, элемент купольной конструкции. Посредством паруса осуществляется переход от прямоугольного основания к купольному перекрытию или его барабану. Парус имеет форму сферического треугольника, вершиной опущенного вниз. Основания сферических треугольников парусов в сумме образуют окружность и распределяют нагрузку купола по периметру арок.Внутри византийских храмов вокруг среднего подкупольного пространства, за исключением алтарной стороны, шла галерея типа хо́ров (верхняя открытая галерея или балкон внутри церкви, обычно на уровне второго этажа в парадном зале.В западноевропейских храмах на хорах обычно размещаются музыканты, певчие, орган. В православных церквях – клирос (певчие и чтецы).

Владимирский собор в Киеве. Хо́ры, устроенные над боковыми нефами храма

Снизу галерею поддерживали колонны, антаблемент (балочное перекрытие пролёта или завершение стены) которых был не горизонтальный, а состоял из полуциркульных арок, перекинутых с колонны на колонну.

Колонны, поддерживающие галерею в храме Святой СофииВнутренность здания не отличалась богатством и сложностью архитектурных деталей, но его стены облицовывались снизу дорогими сортами мрамора, а вверху, как и своды, обильно украшались позолотой, мозаичными изображениями на золотом фоне или фресковой живописью.

Интерьер Софийского собора

Мозаичное изображение БогородицыШедевром византийской архитектуры является Софийский собор.

Софийский собор (Стамбул)Бывший православный собор, впоследствии – мечеть, в настоящее время – музей; всемирно известный памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии. Официальное название памятника в сегодняшний день – Музей Айя-Софья.Более тысячи лет Софийский собор в Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире (до постройки собора Святого Петра в Риме). Высота Софийского собора 55,6 м, диаметр купола 31 м.Церковь Святой Ирины в Константинополе (Стамбул)Представляет новый для VI в. тип базилики в форме креста. Притвор церкви выложен мозаикой времен Юстиниана. Внутри стоит саркофаг, в котором, по преданию, покоятся останки Константина (римского императора).После завоевания Константинополя в 1453 г. церковь не была переделана в мечеть и значительных изменений в её внешнем виде не было произведено. Благодаря этому до наших дней храм Святой Ирины является единственной церковью в городе, сохранившей свой первоначальный атриум (просторное высокое помещение при входе в церковь).

Современный интерьер церкви

Скульптура

Скульптура в Византийской империи не получила особого развития, т.к. восточная церковь не очень благосклонно относилась к статуям, считая поклонение им в некотором роде идолопоклонством. Особенно нетерпимыми скульптурные изображения стали после постановления Никейского собора 842 г. – они были полностью устранены из соборов.Поэтому скульптуре оставалось только украшать саркофаги или орнаментальные рельефы, переплёты для книг, сосуды и др. Материалом для них служила в большинстве случаев слоновая кость.

Порфировые тетрархиЧетыре тетрарха – скульптурная композиция из тёмно-красного порфира (тёмно-красная, пурпурная горная порода), вмонтированная в южный фасад венецианского собора Сан-Марко. Статуя была изготовлена в первой половине IV в. и являлась частью константинопольского Филадельфейона (одна из важнейших городских площадей Константинополя), построенного рядом с колонной Константина (современная площадь Чемберлиташ).Известен Диптих Барберини – византийское изделие из слоновой кости, выполненное в античном стиле. Это изображение императорского триумфа датируется первой половиной VI в., а император обычно отождествляется с Анастасием I или, что более вероятно, Юстинианом I.

Диптих Барберини (V-VI вв.)

Этапы развития византийского искусства в мозаике

История византийской мозаики насчитывает много веков. Первые найденные образцы смальты датируются I и II веком до н.э. А наиболее древние из сохранившихся мозаик относят к III-IV векам. Самые известные древние образцы византийского мозаичного искусства считаются изображения в Равенне и в Айе-Софии, Константинополь.

В Киеве тоже найдены образцы древней смальты. Считается, что древнерусские мастера работали под руководством художников Византии. Своего пика это искусство достигло именно в период расцвета Империи. Далее приемы укладки картин распространились на многие страны Европы.

Вообще, искусство Империи оказало огромное влияние на культуры всей тогдашней и даже последующей Европы. Считается, что в период иконоборчества в Империи (в VIII — начале IX века) уничтожили все древние изображения.

Остались только те, на которых были изображены геометрические фигуры и кресты. Но потом, когда с иконоборчеством было покончено, искусство сложения картина с фигурами и ликами святых возродилось. И усовершенствовалось, достигнув почти небывалой красоты и изящества форм.

Однако с завоеванием Константинополя турками-османами, древние фрески Софии были на многие века замазаны штукатуркой или испорчены. В 1929 году Ататюрк приказал привести собор в порядок, отреставрировать и превратить в музей. Благодаря этому, многие древние украшения были спасены от полного исчезновения и восстановлены.

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Византийская мозаика Выполнила : Кроневальд Алиса . Ученица 6 г класса

Слайд 2

План 1)Что такое « мозаика » ? 2)Происхождение Византийской мозаики . 3)Что представляет собой византийская мозаика? 4)Материалы для византийской мозаики . 5)Особенности византийского стиля . 6)Древние образцы византийских мозаик .

Слайд 3

Что такое « мозаика» ? Мозаика — изображение или узор, выполненные из однородных или различных по материалу частиц (камень, смальта, керамическая плитка и др.).

Слайд 4

Происхождение византийской мозаики История восходит к III или IV веку нашей эры. Именно этим временем датируются одни из самых древних образцов мозаики. Интересно, что искусство это было в самом расцвете в VI и VII веках, а затем было возрождено и постоянно использовалось на протяжении периода с IX по XIV век. В основном образцы этого искусства представляют сюжеты на библейскую тему, следовательно многие из них располагаются в различных религиозных зданиях.

Слайд 5

Что представляет собой византийская мозаика? Это древнее искусство составления из мелких одинаковых частиц какого-то образа или картины. Как правило, так выполнены большие картины, которые предназначены на то, что на них будут смотреть на большом расстоянии. В таком случае картина будет отличаться неровностями, которые как- будто оживляют изображение, а также поверхность картины будет казаться издалека бархатистой.

Слайд 6

Что представляет собой византийская мозаика? Византийская мозаика – это прежде всего мозаика из смальты. Именно византийцы разработали технологию производства смальты, благодаря которой это относительно экономичное и простое в обращении стекло стало основным материалом в монументальной живописи .

Слайд 7

Материалы для византийской мозаики Смальта . По сути, этот материал был стеклом, в которое добавляли частицы металлов для придания ему определенных оттенков. Так с добавлением золота, стекло приобретало золотой блеск. Именно этот блеск, побудил многих мастеров выбирать золотую мозаику для фона картин.

Слайд 8

Материалы для византийской мозаики Ещё в расплавленную массу смальты добавляли в разных соотношениях медь и ртуть. Так древние мастера добивались того, что частички мозаики приобретали различные оттенки, необходимые для создания композиции.

Слайд 9

Материалы для византийской мозаики Византийцы с помощью простых инструментов элементам мозаики придавали элементарные геометрические формы, удобные для укладки в мозаичное полотно. И все же основным мозаичным элементом стали кубики .

Слайд 10

Особенности византийского стиля Главной особенностью византийского стиля служил золотистый фон, который присущ для большинства картин. В качестве техники набора применяется обычно прямой набор . Еще одной особенностью является наличие четких контуров каждого объекта представленного в картине. Если картину разглядывать с большого расстояния, то такие контуры позволят сделать действующих персонажей более заметными на золотом мерцающем фоне.

Слайд 11

Древние сохранившиеся образцы византийских мозаик Византийская мозаика стала главным элементом художественной отделки соборов, усыпальниц, базилик. Наиболее известными византийскими мозаиками являются мозаики Равенны и изображения Айя -Софии (Константинополь).

Слайд 12

Большинство приемов византийской мозаики используется и в современных мозаичных композициях. Использование смальты, фон, образованный неровностями смальтовых кубиков, ровные контуры границ объектов и фона – это классика мозаики, классика Византии.

Слайд 13

конец !!!!!!!!!

Евгений Тутлаев

Очень нравится писать о путешествиях и туризме! Открыт и буду рад сотрудничеству с турфирмами, гидами, организаторами путешествий, авиаперевозчиками! Пишите!

Оцените автора