Знаменский монастырь (москва)

Ансамбль монастыря

Некрополь

На территории монастыря расположен некрополь. Здесь похоронены Григорий Шелихов, Николай Панов, епископ Иннокентий (Нерунович), княгиня Трубецкая и дети Трубецких: София, Владимир и Никита. В 2015 году после отпевания в Знаменской церкви у её южной стены похоронен писатель Валентин Распутин.

После открытия гидроаэропорта архитектура всего монастыря была под угрозой.
Сохранность самого некрополя стало возможно использовать в качестве аргумента при доказательстве позиции сохранения памятника.
В 1935 году в областной газете была опубликована статья, где писатель Исаак Гольдберг рассказал о безответственном отношении к могилам и возможности утраты надгробий декабристов и жены декабриста Екатерины Трубецкой на монастырском кладбище.
В статье описывалось, что попустительство представителей владельца — людей из Управления гражданского воздушного флота привело к тому, что представители Сибутиля выкорчевали все металлические украшения с памятников кладбища и ценные литые чугунные ограды.
Эти ограды были выполнены по заказу декабристов на Петровском Заводе в Санкт-Петербурге.
В результате того, что в стенах монастыря был расположен гидроаэропорт были утеряны могилы декабристов Петра Муханова и Владимира Бечаснова.
Надгробные памятники декабристу Николаю Панову и путешественнику Григорию Шелихову серьёзно пострадали.

Памятник Колчаку

Основная статья: Памятник Колчаку (Иркутск)

2 ноября 2004 года на месте расстрела Александра Колчака возле Знаменского монастыря был установлен первый в стране памятник адмиралу и Верховному правителю России. Автор памятника скульптор Вячеслав Клыков. Событие было приурочено к 130-летию со дня рождения Александра Васильевича.

Монастырь в годы советской власти

24 декабря 1919 эсеровский «Политический центр» в Иркутске инициировал вооруженное восстание против режима Александра Колчака, полностью захватив город к 5 января 1920. В ночь с 6 на 7 февраля 1920 в непосредственной близости монастыря были расстреляны Верховный правитель России Александр Колчак и председатель Совета министров Виктор Пепеляев. 24 января 1920  власть в Иркутске перешла к большевистскому ревкому. Одним из первых его распоряжений в городе с военным положением стало закрытие 28 января 1920 всех домовых церквей и роспуск церковных советов. Готовясь к обороне, большевики превратили храмы и монастыри в боевые укрепления:

«Знаменский девий монастырь занят советскими войсками, в числе которых есть монголы, китайцы. Монашек переместили в какое-то одно из помещений, беженцев перевели в другое место. Ограда монастыря — военный лагерь с пушками, пулеметами, аэропланами. Тихое течение монастырской жизни нарушено».

В то же время в Иркутске началось становление обновленческого раскола, который был официально оформлен созданием 15 сентября 1922 неканонического Иркутского Епархиального Управления.  В июле 1923 в пользу “живистского” архиепископа Василия Виноградова была реквизирована архиерейская ризница Знаменского женского монастыря.

В 1926 Знаменский храм стал приходским, а с 1929 начал выполнять функции кафедрального собора, так как собор Богоявления был закрыт, а Казанский кафедральный собор и вовсе снесен.

Итогом первых 20 лет советской власти стало физическое уничтожение наиболее значимых храмов и монастырей, похищение и исчезновения святынь (в первую очередь, мощей свт. Иннокентия Иркутского), расправа над практически всеми оставшимися священнослужителями в 1937-1938 К 1939 уничтоженная Иркутская епархия практически перестала существовать.

В 1934 постановлением Президиума городского совета от 11 июля Знаменская церковь была закрыта и отдана под рабочий клуб. Все иконостасы были сломаны и стены храма постепенно разрушались. В 1945 Знаменский храм был возвращен епархии. На момент передачи верующим церковь находилась в безобразном состоянии, о чем в октябре 1945 был составлен акт. Крыша куполов была разобрана, стекла выбиты, рамы сломаны, печи разрушены, электропроводка сорвана, каменные полы местами поломаны, каменный забор разобран, памятники декабристов разрушены, одна из стен здания разобрана. Знаменский иконостас был сделан весь заново, от старого были использованы только Царские врата.

Необходимо отметить подвиг мирян, тайно сохранивших святыни из закрытых и разоренных храмов:

“Некая прихожанка Агриппина Жданова, жительница Иркутска, хранила у себя три антиминса, переданные ей протоиереем Михаилом Концевичем. В 1940-е она отдала один антиминс в Михаило-Архангельскую церковь, а два остальных – в Знаменскую”.

Одна из святынь Знаменского монастыря – Евангелие, подписанное и подаренное монастырю Петром I, отпечатанное в 1690 в Москве, до возвращения в Знаменскую церковь хранилось в куче угля.

С открытием церквей к работе в них привлекались бывшие активные прихожане. Членом ревизионной комиссии в Знаменской церкви работал Рябов М.И., находившийся 5 лет на той же должности до закрытия Знаменской церкви. Бахматов Н.Н., председатель ревизионной комиссии в 1945-47, исполнял те же обязанности в Знаменской церкви в 1927-1930 Быргосова А.В. пекла просфоры в Знаменской церкви до ее закрытия, затем вернулась на ту же должность. Сокольчик С.И. был членом церковного комитета с 1932 по 1935, а в 1940-х уже состоял в ревизионной комиссии Знаменской церкви.

В 1948 Знаменской церкви  был возвращен статус кафедрального собора.

30 августа 1960 комплекс Знаменского монастыря Постановлением Совета Министров РСФСР № 1327 (Приложение 1) переведен в ранг памятников архитектуры республиканского (федерального) значения и поставлен на государственную охрану.

В 1960 из Братского района привезли останки второго иркутского епископа Иннокентия (Неруновича), скончавшегося в июне 1747 в Братской Спасской пустыне, и похоронили на Иркутском Радищевском кладбище. Это было вызвано тем, что территория Братской пустыни при строительстве Братской ГЭС попадала под затопление. 14 октября 2001 мощи свт. Иннокентия (Неруновича) были перезахоронены у алтаря Казанского придела Иркутского Знаменского собора.

3 сентября 1990 в обитель были перенесены мощи свт. Иннокентия (Кульчицкого), которые, после обнаружения в Ярославле, были на поезде перевезены в Иркутск.

Обряд пострига в Знаменском монастыре возобновили только с 1994

История

В 30-ти км от Тамбова, на берегу реки Нару-Тамбов, в своем имении проживала боголюбивая чета отставного майора Петра Гавриловича и Варвары Александровны Сухотиных. В преклонном возрасте, в пору тяжкой физической болезни, получив благодатное исцеление после усердной молитвы перед иконой Божией Матери «Знамение», супруги дали Богу обет — устроить в своем имении иноческую обитель.

В январе 1818 года в ответ на свою просьбу Петр Гаврилович получает от митрополита Ионы разрешение и благословение на строительство церкви. К осени строительство храма в честь иконы Божией Матери «Знамение» было завершено. В 1822 году состоялось торжественное освящение храма. Построив затем несколько полукаменных двухэтажных и одноэтажных корпусов для инокинь, в 1825 году Варвара Александровна просит Священный Синод «дозволить ей открыть на своей господской усадьбе женский монастырь», а в 1833 году просит Тамбовский Приказ общественного призрения «дозволить ей учредить в ее доме богадельню». В пользу богадельни Варвара Александровна передает всю свою господскую усадьбу с постройками и каменной оградой, сад, огород, 170 десятин земли. Устроив богадельню, Варвара Александровна просит тамбовскую консисторию переименовать ее в женскую обитель. 28 сентября 1849 года Сухотинская богадельня стала женским общежительным монастырем. Монастырь именовался Богородице-Знаменским Сухотинским женским монастырем 3-го класса. Начальницей монастыря была избрана монахиня Нижегородского Крестовоздвиженского монастыря Дорофея Кудрявцева, духовная дочь преподобного Серафима Саровского.

В 1917 году пришло страшное лихолетье безбожия, унесшее с собой и великолепие Сухотинского монастыря. Из величественного ансамбля храмов монастыря уцелела единственная церковь в честь Иверской иконы Божией Матери. В советские годы на территории монастыря располагались детская колония, а позже — дом престарелых. В настоящее время здесь размещен психоневрологический диспансер.

Как добраться

Знаменский монастырь расположен по адресу: г. Иркутск, ул. Ангарская, 14. Из Москвы до Иркутска можно добраться поездом Москва-Иркутск, время в пути три дня 10 часов, стоимость билета от 6000 руб. или на самолете авиакомпаний «Аэрофлот», «Уральские авиалинии», S7, «Победа». Время в пути 5 часов 45 минут, стоимость билета от 13000 руб. (у «Победы» от 10000 руб.).

В самом городе надо воспользоваться автобусами № 67, 27, 8, 15, 13, 9а, 9, 3, 8, 32. Или маршрутными такси № 56, 415, 92, 84, 87. Остановка, на которой необходимо выходить называется «Ремесленное училище».

Телефон Знаменского монастыря г. Иркутск (3952)778-730.

Знаменский собор иркутского Знаменского женского епархиального монастыря

Примечания

  1. Рудаков В. Е. Знаменский монастырь, в Москве // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. Лебедева Е. . Православие.Ru (10 декабря 2008 года). Дата обращения 27 августа 2011.
  3. , с. 449.
  4. ↑ Знаменский монастырь // Энциклопедия «Москва» / под ред. С. О. Шмидта. — М.: БРЭ, 1997. — 976 с.
  5. .
  6. Никольский А. И. Софроний (Младенович) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.М., 1896—1918.
  7. Гавриил (архимандрит) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.М., 1896—1918.
  8. Иннокентий (Орлов) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.М., 1896—1918.

Паломнику

Богослужения в обители совершаются еженедельно по выходным дням и в большие праздники.

Убедительная просьба, перед тем как совершить паломничество в святую обитель, обязательно позвонить по вышеуказанным номерам телефонов , т.к. монастырь расположен за рекой и возможны трудности с переправой!

Желающие остаться на несколько дней, должны заранее договориться о времени приезда и сроке пребывания, т.к. пока наша обитель не имеет возможности принимать всех желающих на длительное пребывание с проживанием. При себе необходимо иметь паспорт.

Проезд:

Общественным транспортом:

От Москвы с Щелковского автовокзала рейсовым автобусом или маршрутным такси до Нижнего Новгорода с остановкой в г. Гороховец. Далее на маршрутном такси до центральной площади, а потом пешком до переправы (примерно 200м.)

Щелковский автовокзал +7(499)748-80-29, +7(499)748-89-64

С расписанием движения автобусов со Щелковского автовокзала вы можете ознакомиться на сайте — http://www.taxinavigator.ru/page73.htm

Из Нижнего Новгорода и Владимира ходят электрички до г. Гороховец. От станции до г. Гороховца можно добраться на маршрутном такси или на автобусе.

Расписание можно узнать на станции г. Гороховец, Вокзальная пл. тел. +7 (49238) 5-71-71

На автомобиле:

г. Гороховец расположен прямо на автодороге Москва – Нижний Новгород , примерно в 330км. от Москвы. При въезде в город ехать до первого светофора (на перекрестке расположен храм «Казанской» Б.М. с синими куполами). На светофоре свернуть налево в город. Доехать до центральной площади (на площади расположен Сретенский женский монастырь). От Сретенского монастыря в 200-х метрах расположена переправа через р. Клязьма.

Зимой через реку можно перебраться пешком по льду, летом – по понтонному мосту. В периоды межсезонья переправа осуществляется на лодке силами насельниц и трудников монастыря.

Современное состояние монастыря

На сегодня из монастырских строений сохранились лишь церковь, настоятельские кельи, святые ворота и монастырская ограда. Напротив главного входа в обитель не так давно возведено здание, в котором размещены покои Владыки и епархиальное управление. Хозяйственные постройки, разбросанные на территории монастыря, в будущем планируется объединить в двухэтажном здании. Это гараж, склад с церковной атрибутикой, трапезная и завод по производству свечей. Последний здесь даже намерены модернизировать. Вместо трех храмов он будет снабжать свечами всю Иркутскую митрополию.

Обитель окормляет и духовно просвещает Иркутскую женскую православную гимназию, детские дома и школы-интернаты.

В соборе сохранились многочисленные предметы старинного убранства: барочные резные иконостасы, иконы в старинных окладах работы иркутских серебряных дел мастеров. В храме хранится икона “Спас Вседержитель”, облаченная в великолепный чеканный серебряный оклад, изготовленный местными мастерами в 1791

Каждую неделю богослужения в монастыре проводит митрополит Иркутский и Ангарский Вадим. По инициативе Владыки ежегодно в столице Приангарья проходят Иннокентьевские чтения, посвященные памяти первого епископа Иркутского святителя Иннокентия, обретенные мощи которого хранятся именно в Знаменском соборе.

Приделы к обители возводились в разное время, что является главной причиной неравномерного проседания фундамента и ослабления стеновых панелей церкви. А потому на протяжении нескольких лет в Знаменском монастыре проходят ремонтные работы. В 2002 были отреставрированы наружные стены главного придела, крест, кровля. Обустраиваются кельи, где будут жить монахини и послушницы. Был отремонтирован дом, где сейчас располагается епархиальное управление. Следующими были полностью отреставрированы фасад, колокольня и купола.

Преображенский придел – сегодня самый обветшавший в Знаменском соборе. Постоянно протекает крыша, иконостас перекосило и местами вспучило от сырости, на расписных сводах – огромные щели.

В ноябре 2004 в сквере Знаменского монастыря был установлен памятник адмиралу Александру Колчаку.

История и расширение монастыря

Иркутский во имя Знамения Пресвятой Богородицы женский монастырь начал строиться по грамоте, данной в 1689 митрополитом Сибирским и Тобольском Павлом, в одной версте от Иркутского острога на правом берегу р. Ангары в устье р. Иды (сейчас р. Ушаковка). Главным строителем — оpганизатоpом и pаспоpядителем всех строительных работ — был иркутский житель Влас Сидоpов. К 1693 его стараниями была построена первая деревянная церковь, которая была не только монастырской, но и приходской. Петр I придавал строительству этого монастыря особое значение: шла христианизация населения Сибири. До сих пор здесь хранится пожалованное им Евангелие.

Деревянные храмы, построенные в 1693 и 1727, быстро ветшали, и в 1757 была заложена на средства иркутского купца Ивана Бечевина каменная церковь во имя Знамения Божией Матери. Ее архитектура близка зодчеству средневековой Руси и вместе с тем, отмечают специалисты, имеет элементы “сибирского барокко”. Первым был освящен Николаевский придел в 1760. В 1787 был пристроен Казанский придел, в 1794 – Спасо-Преображенский. Настоятельский корпус построен в 1797, второй его этаж возведен в 1858. Монашеские кельи вдоль северной границы монастыря построены иждивением купца Н.С. Чупалова в 1818 Второй храм, свв. Димитрия и Трифона построен и освящен в том же 1818.

В 1886 известная иркутская благотворительница Александра Никоноровна Портнова, получив большое наследство, выделила 50 000 рублей серебром на строительство большого нового двухэтажного каменного здания для монашеских келий. А проживало тогда в Знаменском женском монастыре около 120 душ.

К концу ХIХ в. Иркутский Знаменский монастырь представлял из себя крупное хозяйственное образование. Монастырь славился своими мастерицами. Здесь шили парадные священнические одежды, плащаницы, ризы на иконы и другие богослужебные предметы. Шили также по заказам горожан и светские одежды: наряды для невест, дамские платья, башмаки и многое другое, занимались также художественной стежкой одеял. Монахини великолепно владели различными техниками шитья: лицевым, золотошвейным шитьем, вышивкой цветной и белой гладью, бисером и драгоценными камнями.

Знаменский монастырь был мощным очагом духовной культуры. В своем внутреннем управлении он следовал уставу, принятому в общежительных российских монастырях, по которому главная забота настоятельницы была:

“…в сестрах своих укрепить веpу в Бога, согреть сердце их любовию к Богу и ближнему и укpепить их в подвигах иноческого жития”.

Постоянно при монастыре проживало несколько так называемых “эпитимийцев”, т.е. отлученных по разным причинам от Церкви женщин. Они назначались на самые трудные монастырские работы и всегда имели перед собой пример высокого нравственного поведения монахинь, что давало им возможность встать на путь духовного совершенствования, очищения от грехов.

Сюда попадали и “государственные преступницы”, присылаемые из Москвы и Петербурга. Невольницей монастыря была дочь знаменитого Артемия Волынского, казненного в Петербурге 27 июня 1740 во времена “бироновщины”. Его несовершеннолетние дети ― Мария, Анна и Петр ― через три дня после казни отца были отправлены в Сибирь порознь, в особых повозках. Анна 25 ноября 1740 была доставлена в Иркутский Знаменский монастырь и на следующий день приняла постриг с именем Анисьи. В октябре 1740 скончалась императрица Анна Иоанновна, и дети А. Волынского получили свободу. Анна Волынская хранила добрую память об Иркутской обители: из Петербурга она выслала в монастырь напрестольное Евангелие в богатом окладе, которое, к сожалению, в обители не сохранилось.

С 1872 при монастыре стала действовать больница для монашествующих, а в 1889 открылась образцовая школа женского духовного училища. В обители также размещался странноприимный дом. В 1893 при монастыре официально была учреждена школа для девочек, которых обучали чтению, письменной грамоте и церковному пению. В 1908 была открыта церковно-приходская школа. Кроме этого в монастыре действовал приют для детей (в 1912 в нем содержалось 44 девочки).

Настоятели

  • Иосиф (июнь 1702—1708)
  • Алексий (Титов) (1708 — ?)
  • Киприан (Скрипицын) (10 января 1732—1733)
  • Софроний Младенович (17 октября 1770—1776)
  • Серапион (Александровский) (27 января 1776 — 16 февраля 1779)
  • Иннокентий (Смирнов) (1810—1812)
  • Неофит (Докучаев-Платонов) (12 августа 1814 — 25 сентября 1816)
  • Аполлос (Алексеевский) (18 декабря 1816 — 20 декабря 1817)
  • Аристарх (1817 — 1821)
  • Гавриил (12 сентября 1821 — 182?)
  • Гавриил (4 марта 1825 — 18 марта 1830)
  • Евлампий (Пятницкий) (28 марта 1830—1831)
  • Иннокентий (Орлов) (1854—1859)
  • Игнатий (Рождественский) (7 августа 1859—1863)
  • Кирилл (Орлов) (1872—1880)
  • Макарий (Троицкий) (25 февраля 1881—1882)
  • Владимир (Филантропов) (1892—1895)
  • Товия (Цымбал) (нач. 1903 — 6 марта 1904)
  • Афанасий (Самбикин) (22 апреля 1904 — февраль 1908)
  • Модест (Никитин) (16 февраля 1908 — 19 мая 1914)
  • Митрофан (Гринёв) (20 августа — 1 ноября 1920)
  • Виктор (Богоявленский) (декабрь 1920 — 1921)

История

Местность на улице Варварка, где находится монастырь, в XVI веке принадлежала боярам Романовым. Там располагался боярский двор и домовая церковь, освящённая во имя иконы Божией Матери «Знамение». После вступления на престол царя Михаила Фёдоровича, палаты на Варварке стали называться Старым Государевым двором. Предполагают, что ранее двор мог принадлежать сурожанам Ховриным и перешёл Никите Романовичу Захарьину-Юрьеву (деду царя Михаила Романова) после его женитьбе на представительнице рода Ховриных. В состав двора входили три каменных строения и домовая церковь Знамения.

Существует две версии основания монастыря. Согласно одной из них, монастырь был основан в 1631 году в память кончины Инокини Марфы, матери царя Михаила Фёдоровича. По другой версии монастырь основали в 1629 году в честь рождения наследника престола. В монастырь была принесена родовая икона Романовых.

Монастырь сильно пострадал после пожара 1668 года, но вскоре был восстановлен. В 1679—1684 годах на средства боярина Ивана Михайловича Милославского был построен новый собор. Архитекторы собора — Федор Григорьев и Григорий Анисимов. Пятиглавый храм был построен в старых русских традициях и имел два яруса. Верхний холодный храм был освящён в честь иконы «Знамение». Нижний тёплый храм был изначально освящён во имя Афанасия Афонского (позднее нижний храм освятили заново во имя Сергия Радонежского а его придел — в честь Николая Чудотворца). Сгоревшие палаты были отстроены заново. Там хранились документы и реликвии монастыря.

В XVIII веке монастырь постепенно стал приходить в упадок. После секуляризации 1764 года земли монастыря перешли в казну, а сам он был отнесён к 3-му классу. В конце XVIII века начинается новый период расцвета монастыря. Собор был расписан, его стены украсила лепнина. Была построена новая колокольня, которая стала главным входом в собор.

Файл:Moscow, Varvarka 8A (1).jpg Знаменский собор

Во время Отечественной войны 1812 года Наполеоновские солдаты разграбили монастырь. Однако, здание собора тогда не пострадало. В нижнем храме во время оккупации даже было разрешено проводить богослужения. После войны начались восстановительные работы, которые осуществлялись архитектором Д. Ф. Борисовым, по его же проекту построена новая колокольня; 1827 году монастырь был вновь открыт.

В 1856 году во время визита в Москву Александр II обратил внимание на плачевное состояние родовых палат бояр Романовых. Император приказал восстановить палаты в первозданном виде и устроить в них музей «Дом бояр Романовых»

Работами по реставрации памятника и организации музея занялись директор Оружейной палаты А. Ф. Вельтман, архитектор Ф. Ф. Рихтер, историки И. М. Снегирёв, А. А. Мартынов и геральдист Б. В. Кёне. В августе 1859 года состоялось торжественное открытие музея.

В 1907 году в Знаменском монастыре проживали архимандрит, 9 монахов, 12 послушников. К 300-летию дома Романовых собор был отреставрирован. В 1910 году в верхнем храме был устроен придел во имя преподобного Михаила Малеина.

После 1923 года монастырь был закрыт. Его здания и собор были приспособлены под жильё. К началу 1960-х годов здание подворья и конюшни были снесены, а оставшиеся постройки находились в аварийном состоянии. Но в связи со строительством в Зарядье гостиницы «Россия» в 1963—1972 годах были проведены работы по реставрации собора. Затем здание собора передали Дому пропаганды Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Там разместились лекционные и концертный залы. В 1980-х годах была проведена ещё одна реставрация.

С 1992 года в Знаменском соборе возобновлены богослужения. Собор и палаты являются частью музея «Палаты Романовых» — филиала Государственного исторического музея. В игуменских кельях находится правление Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.

Вам может быть интересно:

1.
Мои дневники. Выпуск 6 – архимандрит Никон (Рождественский)

2.
Письма – 211. Главное – не перемена имени, но перемена себя – преподобный Антоний Оптинский (Путилов)

3.
Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том VI – Иаков I Английский – профессор Александр Павлович Лопухин

4.
Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том V – Епифаний – 16-й епископ и 5-й патриарх константинопольский – профессор Александр Павлович Лопухин

5.
Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том V – Исидор (1347–1349) – Константинопольский патриарх – профессор Александр Павлович Лопухин

6.
Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том I – Аерий – профессор Александр Павлович Лопухин

7.
Беседы на первое послание к Коринфянам – святитель Иоанн Златоуст

8.
Историко-статистическое описание Белевской Жабынской Введенской мужской общежительной пустыни – архимандрит Леонид (Кавелин)

9.
Библейская энциклопедия – Шимеам – архимандрит Никифор (Бажанов)

10.
Письма – 200. Желающий попасть в Царство Небесное да несет крест свой без ропота и в смирении – преподобный Антоний Оптинский (Путилов)

Описание

На левом берегу реки Ставок, возвышается белоснежный архитектурный комплекс, созданный по проекту Заслуженного архитектора России Вячеслава Николаевича Ижикова. Храмы подворья напоминают собой древние православные святыни Византии, Палестины и Святой Руси. И путник, оказавшись здесь, словно перемещается во времени и в пространстве.


справа

Вот Храм Благовещения Пресвятой Богородицы — внешне повторяющий собор Святой Софии в Константинополе, построенный в XI веке. Уменьшенная копия его есть теперь на кубанской земле.

Часовня-колокольня в честь великомученика и Победоносца Георгия напоминает нам о колокольне Иоанна Великого в Московском Кремле (Россия, XVIII в.), чьи черты воплощены в ней.

Храм в честь преподобного Саввы Освященного по своим внутренним размерам соответствует первой пещерной келье этого святого подвижника в Великой Лавре Саввы Освященного в Иудейской пустыне на Святой Земле (Палестина, V-VI вв.).

В древнерусском (XIV в.) стиле построена часовня святителя Николая Чудотворца.

Источник в честь Тихвинской иконы Божией Матери обустроен по подобию древнего Иверского источника Богородицы на Святой Горе Афон в Греции.

В древнерусском стиле сложены и стены монастыря — с 4-мя угловыми башнями и Ангелами-прапорцами (флюгерами) на башнях. Образцом им послужили стены монастырей Золотого Кольца России, над возрождением которых тоже немало потрудился Вячеслав Николаевич Ижиков.

История

С февраля 1994 года богослужения в храме стали проводиться регулярно. При Знаменском храме, распоряжением правящего архиерея был образован женский монастырь, первой настоятельницей которого стала монахиня Глафира (в миру Галина Викторовна Любицкая). Через два года молитвами и трудами первых сестер монастыря — ныне покойной схимонахини Филареты, схимонахини Георгии, схимонахини Гавриилы и других — был восстановлен главный храм и освящен придел в честь иконы Знамения Божией Матери.

До создания женского монастыря основное здание храма занимал строительный кооператив. Кооператив категорически отказывался съезжать. На месте алтаря складировались фляги. Когда же был создан монастырь, решился вопрос и с кооперативом.

В 1996 году первая настоятельница монастыря, приняв схиму с именем Евлогия, скончалась. Ее могила находится на территории монастыря, за алтарем храма.

В 1997 году были восстановлены и заново освящены Никольский придел и придел в честь святых Захария и Елисаветы. через некоторое время была разобрана пристройка советского времени. Вскоре сама стала «отходить» от храма пристройка с южной стороны. Когда ее разобрали, появились пять окон и еще два — в притворе…

С 1998 года настоятельницей монастыря была монахиня Надежда (Любовь Панова), параллельно служившая настоятельницей скита в селе Сорочий Лог, в котором были выстроны часовня в честь Иоанна Предтечи и новомучеников Российских (на месте расстрела священников и верующих в 1920-х годах), обустроен святой источник. Дважды в год — в день Рождества Иоанна Предтечи и в день Усекновения главы Иоанна Предтечи — в скиту совершает богослужения епископ Барнаульский и Алтайский Максим.

В последние годы из Иерусалима привезена частица мощей преподобномученицы Елисаветы. В обители появился образ Божией Матери Почаевской (подарок С. Н. Ровина). Монастырь получил в дар икону Божией Матери «Неувядаемый Цвет» (1902, Афон). В правом приделе Знаменского храма помещена восстановленная икона Знамения.

23 мая 2009 года, в первый день торжеств, посвященных Дням Славянской письменности и культуры на Алтае, на Знаменский храм поднят главный купол и Крест.

Монастырь является правопреемником Барнаульского Богородице-Казанского монастыря, полностью разрушенного в годы советской власти и духовно окормляет узниц следственного изолятора, который размещен в здании, где располагались кельи монастыря.

Монахини занимаются благоустройством находящегося на территории Богородице-Казанского монастыря Никольского источника, вода, которого считается целебной.

Вознесенский монастырь

Рекомендовать место

6

4

Вонесенский монастырь был основан в XVII веке старцем Герасимом. Это произошло вскоре после того, как в Иркутске появился острог. Обитель расположилась в четырех верстах от острога, посреди лесов на берегу Ангары. Самой первой постройкой стала деревянная церковь Вознесения Господня. Вскоре завершилось строительство ограды и келий для монастырской братии. К концу XVII века на территории монастыря было уже два храма.

К началу XVIII века владения монастыря значительно расширились — он владел немалыми территориями, а также соляным заводом. В состав монастыря были включены несколько маленьких обителей. А в 1783 году произошло событие, которое можно отнести в разряду чудес. В монастыре вспыхнул пожар, в результате которого сгорели все кельи, из трех церквей одна сгорела полностью, а две сильно выгорели изнутри, также пострадали колокольни, а два колокола были разбиты. Но один храм остался нетронутым — устояла только Тихвинская церковь, в которой находились святые мощи.

Но несмотря на все беды, монастырь был восстановлен, с 1861 года он стал общежительным, и к началу XX века в нем проживало около 200 человек. В годы гражданской войны в стенах обители расположился Иркутский сводный госпиталь. В 1928 году богослужения еще продолжались, но к 1933 году все церковные здания были снесены. Уцелела лишь Успенская церковь.

В наши дни в монастыре действует единственная — Успенская — церковь с трапезной, в которой есть ризница, кухня, два каменных жилых корпуса для братии, размещенная в бывшем доме настоятеля школа, различные хозяйственные постройки, а также гостиница для паломников.

Евгений Тутлаев

Очень нравится писать о путешествиях и туризме! Открыт и буду рад сотрудничеству с турфирмами, гидами, организаторами путешествий, авиаперевозчиками! Пишите!

Оцените автора